О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СИРАНУЙШ

СИРАНУЙШ (наст. имя и фам. - Меробе К а н-т а р д ж я н) [25.V.1857, Константинополь (Стам-()-УЛ) 10.VI.1932, Каир] - арм. актриса. Род. в артистич. семье. В 1873 поступила в Т-р П. Магакяна в Стамбуле. Исполнила в этом театре роли Кекел ("Пэпо" Сундукяна) и Амалии ("Разбойники"). Через 2 года С. поступила в театральную труппу А. Вардовяна (там же), играла в арм. и тур. спектаклях. Выступала гл, обр. в мелодрамах и арм. историч. трагедиях класси-цистич. направления. После русско-тур. войны 1877-78, когда гонения султанского правительства против армян особенно усилились, С. вместе с П. Адамяном и своей сестрой Астхик переезжает в Тифлис (1879). Здесь С. творчески воспринимает реалистические традиции арм. и рус. т-ра. Роли; Катарина (Анджело" Гюго), Юлинька ("Доходное место"), Анани ("Еще одна жертва" Сундукяна), Лидочка ("Свадьба Кречинского"), Софья ("Горе от ума") и др. Через два сезона С. вместе с Астхик вернулась в Константинополь, но в это время тур. пр-во закрыло все арм. т-ры. С. гастролировала по Румынии, Болгарии, Греции и Египту, играя в драматич. и опереточных спектаклях (с большим успехом исполняла роль Фатымэ в оперетте Т. Чухаджяна "Леблебиджи Хор-Хор-Ага"). В 1897 С. была приглашена в арм. т-р Баку и с этого года ее артистич. судьба связывается с т-рами Кавказа; она выступает в Ереване, Александрополе, Нов. Нахичеване, Шуше, часто в Тифлисе. В 1909 в Баку было отмечено 35-летие артистич. деятельности С., в 1912 она во главе группы арм. актеров гастролировала в Москве и Петербурге. Иск-во С. получило высокую оценку М. Н. Ермоловой, А. И. Южина-Сум-батова. Лучшие роли: Рузан (о. п. Мурацана, 1892), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1892), Иоанна, Мария Стюарт ("Орлеанская дева", 1892, о. п. Шиллера, 1899), Маргарит ("Супруги" Сундукяна, 1897), Медея (о. п. А. Суворина и Буренина, 1898), Кручинина ("Без вины виноватые", 1898), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому, 1904), Зейнаб ("Измена" Южина-Сумбатова, 1904). Излюбленный драматург артистки - Шекспир. Еще в молодые годы (1880) она сыграла Офелию в первой пост. "Гамлета" с участием (взагл.роли) П.Адамяна. Впоследствии играла Дездемону, Катарину, Гоне-рилью, Порцию, леди Макбет ("Отелло", "Укрощение строптивой", "Король Лир", "Венецианский купец", "Макбет"). Острые споры вызвало исполнение С. роли Гамлета (1901). С. развивала традицию Адамяна, играя Гамлета как борца за справедливость, полемизировала с трактовкой актеров, изображавших Гамлета пассивным созерцателем. Сценич. образы С.- плод глубокого изучения, долголетней работы, активной творч. мысли артистки. Игра С. всегда была насыщена эмоциями; переживания ее героинь, казалось, возникали перед зрителем непосредственно на сцене под воздействием драматпч. ситуации. Бурный, подчас даже могучий темперамент, глубокая искренность и непосредственность сочетались у С. с высокой актерской техникой. Иск-во С., рожденное эпохой нарастания освободит. движения нар. масс, было глубоко демократичным и гуманным. Ее героини не мирились с рабскими условиями жизни в бурж. об-ве, активно протестовали, стремились к свободе. Основной темой творчества С. были защита благородных человеч. устремлений, трагедия гибели этих устремлений. С. выступала со статьями о т-ре в арм. периодике, утверждала принцип народности театр. иск-ва (статья о трактовке Гамлета, 1907). Лит. на арм. яз.: 3 а р я н Р., Сирануйш, Ереван, 1956, 2 изд., Ереван, 1957; Степанян Г., Сирануйш, Ереван, 1957; Сирануйш. 1857-1957 (Альбом), сост. Л. Хала-тян, Ереван. 1957. р J.