СКАРПЕТТА
СКАРПЕТТА (Scarpetta), Эдуарде (13.III.1853-29.XI.1925) - итал. актер, драматург. В 15-летнем возрасте дебютировал как актер на сцене т-ра "Сан-Карлино" (Неаполь), затем выступал в разл. районах Калабрии с труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, С. вступил в труппу А. Летито а после его смерти возглавил т-р "Сан-Карлино". Создал здесь образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску Пульчинеллы. Это выдвинуло С. в число лучших комедийных актеров неаполитанского диалектального т-ра. Дон Феличе стал гл. персонажем многочисл. комедий С., сатирически изображающих выскочек-буржуа. Отказываясь от маски Пульчинеллы, заменяя ее живым человеческим характером, актер более глубоко и полно показывал совр. действительность. Мн. пьесы, близкие по стилю к фарсу, С. писал, перерабатывая комедии франц. драматургов (Э. Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях щедрый комизм, жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой нек-рых сторон жизни Неаполя, подлинным демократизмом, точным изображением неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса С.- "Беднота и знать" (1888), показывающая жизнь двух семей, к-рых голод и нищета довели до отчаяния, не утратила социальной остроты до наст. времени. С. принадлежат книги автобиографич. характера: "От Сан-Карлино до Фьорентини" (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli, 1895), "Дон Феличе" (Don Felice, Napoli, 1883), "Пятьдесят лет на сцене" (Cinqu-ant'anni di palcoscenico. Napoli, 1922). Лит.: ScarpettaM., Felice Sciosciammocca, mio padre, Napoli, 1950; на рус. яз.-Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра, "Театр", 1958, ј 7. р /fn. CKAPPOH (Scarron), Поль (4.VII.1610-7.X.1660)-* франц. писатель, поэт, драматург. Автор бурлескных поэм и знаменитого "Комического романа", рисующего полную драматизма жизнь бродячих комедиантов, противопоставленную миру смешных и порочных обывателей. С. написал комедии "Жодле, или Хозяин-слуга", "Смешной наследник" (1645, 1649, т-р "Бургундский отель"), "Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле" ("Жодле-дуэлист"), "Дон Яфет Армянский" (1646, 1652, т-р "Маре"), в к-рых использовал бурлескный прием пародирования сюжетов исп. комедии. Во мн. свои пьесы С. ввел в качестве гл. персонажа фигуру популярного фарсового актера Жодле. Образы Жодле и Криспена ("Саламанкский школяр, или Великодушные враги", 1652, "Маре") утвердили во франц. т-ре и драматургии тип энергичного, веселого слуги, получивший дальнейшее развитие в комедиях Ж. Б. Мольера, Ж. Ф. Реньяра, А. Р. Лесажа. Показывая слугу в роли дворянина, С. средствами гротеска, пародии разрушал традиц. представление о дворянстве. С. широко использовал фарсовые традиции; живой, гибкий диалог его комедий построен на резких столкновениях. Соч.: Oeuvres, t. 1-7, Р., 1786; Le roman comique, V. 1-2, Р.,1951; в" рус. пер. -Комический роман, M.-Л., 1934; Комедии, М., 1964 (ст. и примеч. В. ЛозовецкогОд с. 5-30). Лит.: M o r i 1 1 о t Р., Scarron et le genre burlesque, Р.. 1888. В. Л\ СЕАРСКАЯ, Надежда Федоровна (1869-17.VI. 1958) - рус. актриса, театр. деятель, педагог. Засл. арт. Республики (1927). Дочь Ф. П. Комиссаржевско-го, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 дебютировала на любительской сцене. В том же году была принята в МХТ; играла здесь один сезон. Затем работала в Т-ре К. Н. Незлобина в Н. Новгороде, в 1901-02в труппе П. П. Гайдебурова в Елисаветграде и Н. Новгороде. В 1903 вместе с Гайдебуровым (впоследствии муж С.) возглавила организованный ими Общедоступный т-р при Лиговском нар. доме в Петербурге. В 1905 на базе этого т-ра Гайдебу-ров и С. создали Первый передвижной драматический театр. Деятельность этих т-ров носила просветительский характер. С. исполнила здесь св. 200 ролей, преим. в классич. репертуаре: Катерина ("Гроза"), Антигона (о. п. Софокла), Офелия и Гертруда ("Гамлет") и др. Играла в пьесах А. П. Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Сарра- "Иванов", Маша - "Три сестры", Раневская - "Вишневый сад"), Л. Н. Толстого (Матрена - "Власть тьмы", Звездинцева - "Плоды просвещения"), Ибсена (фру Альвинг - "Привидения", Гедда Габлер - о. п.). В иск-ве С. драматизм, лирич. взволнованность сочетались с ясностью мысли. Была постоянной партнершей Гайдебурова. В 1918 С. возглавила студию, созданную в том же году при Передвижном т-ре (с 1921 - "Палестра"), в к-рой вместе с Гайдебуровым работала над воспитанием актеров. В 1928 после тяжелой болезни С. оставила сцену и целиком перешла на педагогич. работу. Лит. см. к ст. Гайдебуров и Первый передвижной драматический театр. ( р