О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СЛОВАЦКИЙ

СЛОВАЦКИЙ (Slowacki), Юлиуш (4.IX.1809, Кре-менец, Украина,- 3. IV. 1849, Париж) - польский поэт и драматург. Сын профессора польской лит-ры, учился в гимназии и на юридич. ф-те Виленского ун-та (1825-28), по окончании поступил на службу в Министерство финансов в Варшаве (1829). Лит. деятельность начал в 20-х гг. Выдающийся представитель революционного романтизма, С. отразил в своем творчестве эволюцию передовой общественной мысли Польши от дворянской революционности к революционному демократизму. Первые пьесы G.- "Миндовг" (соч. 1829, пост. 1869, Краков) и "Мария Стюарт" (1862, Львов)проникнуты духом протеста против феодального деспотизма и клерикализма. Откликом на восстание 1830-31 явилась первая часть задуманной С. драматич. трилогии "Кордиан" (соч. 1833, пост. 1899, Краков), в к-рой гневно изобличался Ватикан и царизм. В основу сюжета были положены события, связанные с подготовкой в 1828 покушения на Николая I, приезжавшего в Варшаву для коронации. В судьбе гл. героя раскрыта трагич. оторванность шляхетских революционеров от народа. Эту тему С. развил и в драме "Горштынский", написанной прозой (соч. 1835, пост. 1879, Краков),- об эпохе восстания 1794 (сохранился неполный текст). К задуманному циклу пьес, поев. древнейшему прошлому польского народа, относятся трагедии "Балладина" (соч. 1834, пост. 1862, Львов) и "Лилла Венеда" (соч. 1839, пост. 1863, Львов). В легендарно-мифологич. образах этих высок опоэтич. произведений, тесно связанных с мотивами нар. творчества, отразились раздумья поэта над историч. судьбами Польши, протест против самовластия и тирании. В пьесе, отражающей совр. ему польскую действительность,- "Фантазий, или Новая Деянира" (соч. 1841, пост. 1878, Краков), рассказывается о дружбе рус. декабриста с польским повстанцем; в ней же автор резко критикует шляхетскую верхушку. Среди наиболее значит, пьес С.: трагедии - "Мазепа" (1839, первый вариант этой пьесы, созданный в 1834, не сохранился; пост. 1847, Будапешт, на венг. яз.; 1851, Краков), "Беатриче Ченчи" (соч. 1840, пост. 1872, Краков), фрагмент драмы "Золотой череп" (соч. 1841, пост. 1899, Краков). В начале 40-х гг. С. испытал мистические влияния. Это сказалось на драмах "Ксендз Марек" (соч. 1843, пост. 1901, Краков) и "Серебряный сон Саломеи" (соч. 1844, пост. 1900, Краков). Однако и в этих произведениях обнаруживается глубокое сочувствие нар.-освободит, движению. Увлечение С. Кальде-роном (для более раннего периода характерна близость к Шекспиру) проявилось в блистательном переводе "Стойкого принца" (пост. 1874, Краков). Попыткой создания героич. образа польского "стойкого принца" явилась пьеса "Завиша Черный" (сохранились фрагменты, Краков, пост. 1910). В те же годы работал над пьесами: "Самуэль Зборовский", "Князь Михаил Тверской" на сюжет из рус. истории (не завершена) и др. Пьесы С. вошли в репертуар польского т-ра уже после его смерти. Они широко ставятся в т-рах Нар. Польши и за рубежом. В 1920 "Балладина" была пост. на сцене 1-й Студией МХАТа под рук. К. С. Станиславского. Соч.: Dramaty, Wr., 1951; Избр. соч., т. 1-2" M., 1960. Лит.: Треугутт С., Ю. Словацкий поэт-романтик, Варшава, 1959; Оболевич В. Б., История польской литературы, Л., 1960; "Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР", 1959, вып. 27, с.68-86; История западноевропейского театра, т. 4, M., 1964, с. 583-596; К 1 e i n e r J., Siowacki, 3 wyd., Wr.-Kr., 1958; Slowacki i teatr, Kr., 1959; Slaw Inska J., Sceniczny gest poety, Kr., 1960; C s t o E., Szkice o dramatach Slowackiego, [Warsz.j, 1960. Б. Рос.