О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СМОЛИЧ

СМОЛИЧ, Николай Васильевич [р.12(24) .VI .1888 ]- рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Б 1905-08 учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1908 поступил на драм. курсы при имп. т-pax, к-рые окон-чилв1911 (класс С. И. Яковлева и В. Н. Давыдова). В1911-17 - актер Алекса н-дринского (затем Петрогр. академич.) т-ра. Роли: Митро-фан ("Недоросль"), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), царь Федор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Хлестаков и др. С 1916 стал работать как режиссер. Пост. в этом т-ре: "Декабрист" Гнедича (1918), "Женитьба Фигаро" (1918); "Заговор Фиеско" Шиллера (1920), "Эльга" Гауптмана (1922), "Канцлер и слесарь" Луначарского (1923) и др. Этапной работой для т-ра явилась пост. С. драмы "Посадник" А. К. Толстого (1922). После 1917 С. входил во Временный комитет, возглавлявший работу т-ра, в 1920 был назначен руководителем художеств. части. С 1922 одновременно работал оперным режиссером в ГАТОБе (с 1935-Т-р оперы и балета им. Кирова). Пост. спектакли: "Травиата" (1923), "Севильский цирюльник" (1924), "Гугеноты" (1935, 1951), "Фауст" (1949), "Кармен" (1956). Особенно плодотворной была деятельность С. в Ленингр. Малом оперном т-ре (в 1924-30 был художеств. руководителем и директором этого т-ра), где пост. синтетич. агитзрелище "Двадцать пятое" (текст В. Маяковского, участники - артисты драмы, оперы и балета ленингр. т-ров), что способствовало утверждению совр. тематики в муз. т-ре. Пост. С. в этом т-ре отличались смелыми поисками новаторского решения. С. принес в оперный т-р культуру драм. сцены, он стремился привить солистам и хору навыки актерского иск-ва, создать художеств. ансамбль. Впервые на сов. сцене здесь были пост. оперы: "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1934) Шостаковича, "Именины" Желобинского (1935), "Свадьба Кречинского" Пащенко (1949). В 1930-38 С.- гл. реж. Большого т-ра, в 1938-47-гл. реж., худ. рук. и директор Т-ра оперы и балета им. Шевченко. В 1961-63 был педагогом Моск. консерватории. Др. пост.: в Ленингр. Малом оперном т-ре - "Золотой петушок" (1923); "Там, где жаворонок поет" (1923) и "Желтая кофта" (1925) Легара, "Испанский соловей" Фалля (1924), "Прыжок через тень" (1927) и "Джонни наигрывает" (1928) Кшенека, "Снегурочка" (1928), "Евгений Онегин" (1937); "Разбойники" Оффенбаха (1948), "Суворов" Василенко (1952), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952), "Таинственный замок" ("Страшный двор") Монюшко (1953), "Дон Паскуале" Доницетти (1954), "Дон Карлос" Верди (1955); в Большом т-ре-"Загмук"Крейна, "Руслан и Людмила", "Пиковая дама" (все 1931); "Отелло" Верди (1932), "Тихий Дон" (1936) и др.; в Т-ре оперы и балета им. Шевченко - "Перекоп" Мейтуса, Рыбальчемко, Тица (1939), "Шевченко" ("18 47 год") Йориша (1940), "Честь" Жуковского (1947), "Тарас Бульба" Лысенко (1941, 1947) и др.; в Ленингр. т-ре муз. комедии - "Кето и Котэ" Долидзе (1950); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили - "Пиковая дама" (1932), "Аида" (1934); в Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова - "Мазепа" (1949); в Петрозаводском муз.-драм. т-ре - "Кумоха" Пергамента (1959). Лит.: "Рабочий и театр", 1933, янв., .ј 2 (ст. И. Соллер-тинского); "Красная газета", 1935, 1 апр., .ј 73 (ст. А. Пиотровского); "Театральная декада", 1936, .Na I (37) (ст. К. С. Станиславского); Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954; Малый оперный театр. Л., 1961. А. Ив.