О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СОБИНОВ

СОБИНОВ, Леонид Витальевич [26.V(7.VI).1872,* Ярославль,-14.X.1934, Рига]-рус. сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Республики (1923). Род. в семье приказчика (дед С. был крепостным). В 1894 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1895-99 работал помощником присяжного поверенного. Будучи студентом, пел в университетском хоре, в хоре укр. труппы М. К. Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. На выдающиеся вок. данные С. обратил внимание П. А. Шостаковский - директор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В 1892 С. поступил в уч-ще (класс пения А. М. Додонова), к-рое окончил в 1897 (последний год занимался у А. А. Сантагано-Горчако-вой). В годы учения с успехом выступал как певец-солист в итал. оперной труппе в партиях Арлекина ("Паяцы") и Рулевого ("Летучий голландец" Вагнера). С 1896 принимал активное участие в концертах "Кружка любителей русской музыки", сблизившись с его организаторами А. М. и М. С. Керзиными, с основателями МХТ K.C. Станиславским и В. И. Немирови-чем-Данченко. Общение с передовыми деятелями рус. иск-ва оказало большое влияние на творчество С., на формирование его демократич. обществ, взглядов. После успешного дебюта 24 апр. 1897 в Большом т-ре (в партии Синодала) С. был принят в состав оперной труппы. Вскоре стал одним из крупнейших рус. оперных артистов. Его имя как художника и как передового деятеля рус. культуры приобрело громадную популярность. На протяжении всей своей творч. деятельности С. был связан с Большим т-ром. Выступления С. в 1905-11 на сценах лучших зап.-европ. оперных т-ров ("Ла Скала" и др.) принесли ему мировую славу. В сов. время широко развернулась муз .-обществ, деятельность С. (в 1917-18 был директором Большого т-ра), к-рую он сочетал с интенсивной исполнительской деятельностью. С. был одним из крупнейших представителей рус. классич. вок. школы, творчески развивал художеств. традиции, идущие от М. И. Глинки, О. А. Петрова, Ф. И. Стравинского. Совершенное иск-во пения было неразрывно связано у С. с драматически выразительной игрой. В основе вок.-сценич. иск-ва С. лежала высокая поэтизация муз. образа. Стремясь к его наиболее полному внутреннему раскрытию, он пытливо и всесторонне изучал материал для создания муз.-сценич. образа, продумывал и отделывал до мельчайших подробностей вок. исполнение партии, уделял большое внимание слову, муз. речи (точность и отчетливость дикции, естественность и выразительность декламации), добивался психологич. глубины интонац. оттенков, историч. точности костюма, грима, пластичности жеста. Исполнение С. покоряло слушателя одухотворенностью, светлым, жизнеутверждающим лиризмом. Тембр голоса С. отличался лучистостью, "солнечностью". Мягкость, нежность, душевная теплота сочетались в его пении с благородной мужественностью и силой. Вдохновенное иск-во С. было неотделимо от неустанного и "беспокойного", по его собств. словам, труда. Артист многогранной культуры, тонкой интеллектуальности, С. дал принципиально новое творч. истолкование мн. оперных партий. Созданный им образ Ленского стал классич. образцом для последующих поколений рус. певцов. Лучшие партии С.: Боян ("Руслан и Людмила"), Владимир ("Дубровский" Направника), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Берендей ("Снегурочка"), Левко; Ионтек ("Галька" Монюшко), Вертер, Герцог, Альфред, Лоэнгрин; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Орфей ("Орфей и Эври-дика" Глюка), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), де Грие ("Манон" Массне) и др. Творчество С. явилось вершиной реалистич. опер-но-сценич. иск-ва нач. 20 в. Он был замечат. исполнителем произв. камерной вок. музыки, горячим пропагандистом рус. вок. лирики, в особенности романсов М. И.Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Рим-ского-Корсакова, С. В. Рахманинова, к-рые он исполнял с поэтич. проникновенностью и художеств. завершенностью. Традиции исполнительского иск-ва С. развивают в своем творчестве сов. мастера пения. Имя С. присвоено Саратовской консерватории и Ярославскому муз. уч-щу. Соч.: Верди в письмах, "Рус. ведомости", 1913, 29 сент.; "Сов. музыка", 1952, ј 6. Лит.: Л. В. Собинов. Жизнь и творчество, М., 1937; С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее -мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, гл. 12; Львов М., Л. В. Собинов, М.-Л., 1951 (Мастера Большого театра); Владыкин а-Б ачинскан Н. М., Собинов. М., 1960; Ремезов И., Л. В. Собинов, М., 1960; Тиме Е., Дороги искусства, М.-Л., 1962; Чуковский К. И., Современники. Портреты и этюды, М., 1962; Орфенов А., Творческий путь Л. В. Собинова, М., 1965.