О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СОЛЬСКИЙ

СОЛЬСКИЙ (Solski), Людвик [наст. фам. и имя - Сосновский (Sosnowski) Людвик Наполеон; 20.III.1855-19.XII.1954]-польский актер, режиссер, театр. деятель. Род. в семье обедневшего шляхтича. С юных лет увлекался т-ром. В 1875 поступил на выходные роли в Краковский т-р под рук. С. Козъ-мяна. В 1876-77 выступал в летнем т-ре "Эльдорадо" в Варшаве, затем в Лодзи, Ченстохове, Люблине, Познани и др. городах. В 1882 учился в Варшаве пению и в 1882-83 пел в опере и оперетте в Познани. В 1883, вернувшись в Краков, продолжил артистич. деятельность под рук. Козьмяна. С 1893 - в Краковском т-ре им. Словацкого (с 1894 - гл. режиссер). В 1900-05 - в Городском т-ре во Львове, в 1905- 1913 - директор Краковского т-ра им. Словацкого, с 1913-14 - гл. режиссер, а в 1923--24 - директор т-ра "Розмаитости" в Варшаве. В 1916-17 выступал в Кракове, Лодзи. В 1917-18директор "Т-ра Польски" в Варшаве. В 1919-21 выступал в Познани, Лодзи, Вильно, Люблине. С 1924 - в "Т-ре Наро-довы" (Варшава, в 1935-38-директор этого т-ра). После освобождения страны от фашистской оккупации С. принял активное участие в становлении т-ра народной Польши. Связанный в первоистоках своего творч. пути с краковской школой С. был талантливым представителем лучших традиций передового польского реа-листич. сценич. иск-ва. Мастер перевоплощения, С. умел щедро использовать средства художеств. преображения, великолепно владел гибким, богатым по диапазону голосом, всегда подчинял внешнюю характерность раскрытию внутр. содержания образа. Высоким героич. и трагедийным пафосом были проникнуты созданные С. образы Горштынского в одно-им. драме Словацкого, ксендза Петра в "Дзядах" Мицкевича и самого Мицкевича в "Легионе" Выспянского. С любовью и глубоким сочувствием воплощал С. образы людей из народа (Старого солдата-ветерана - "Варшавянка" Выспянского). С. был острым мастером историч. портрета (Калигула - о. п. Ростворовского; Фридрих - "Фридрих Великий" и Димитрий - "Царь-Самозванец" Новачинь-ского). Лучшие комедийные роли С.: Латка ("Пожизненная рента"), Папкин и Дындальский ("Месть"), Пан Иовяльский (о. п.) - все А. Фредро; Эгчик ("Двенадцатая ночь"), Догберри ("Много шума из ничего"), Петруччио ("Укрощение строптивой"). Гарпагон и др. Создал значит, образы в пьесах рус. авторов: Перчихин ("Мещане"), Актер ("На дне"), Фирс ("Вишневый сад"), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Старик ("Русские люди"- первая роль, сыгранная С. в народной Польше). Последнее выступление С. на сцене состоялось в "Т-ре Польски" (Варшава) в 1954 в ознаменование 80-летия его деятельности и вступления в сотый год жизни. В режиссерском иск-ве С. стремился к синтетич. использованию различных средств театр. выразительности, большое внимание уделяя декоративному оформлению, световому решению. Последователь идей С. Выспянского, С. вводил в репертуар руководимых им т-ров лучшие произведения классич. и совр. драматургии (пьесы А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Фредро, Выспяньского, Г. Запольской, С. Жеромского, Шекспира, Мольера, Гольдони, Ибсена, Шоу, Бьернсона, Чехова, Горького). С.- лауреат Гос. пр. (1950). В 1954 ему были присуждены ученая степень почетного доктора философии Ягеллонско-го ун-та и почетное гражданство города Кракова. С о ч.: Воспоминания, М., 1961 (вступ. статья Б. Ростоцкого, с. 5-46). Лит.: Jerzy Got, Role Ludowika Solskiego, Wr., 1955; "Teatr", Warsz., 1954, ј 6, s. 3-10, ј 11; Me-cierakowski J., Natanson W., Ludwik Solski, Warsz., 1954. Б. Рос.