О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СОПРАНО

СОПРАНО (итал. soprano, от sopra-над)-1) Самый высокий певч. голос. Диапазон: Необходимое качество С.- хорошо развитый т. н. головной регистр. С. обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса мальчиков (т. н. дискантисты). В 16-18 вв. было широко распространено пение кастратов-певцов т. н. сопрани-стов. Существуют три основные разновидности женских С.: драматическое, лирическое и колоратурное. Драматич. С. отличается большой силой звучания на всем диапазоне, плотным нижним регистром. Бывает также лирико-драматич. С. Партии: Лиза ("Пиковая дама"), Наташа ("Русалка"), Ярославна; Купава ("Снегурочка"), Настасья ("Чародейка" Чайковского), Леонора ("Фиделио" Бетховена), Ортруда ("Лоэнгрин"), Турандот (о. п. Пуччини), Аида. Выдающиеся певицы -Дж. Паста, П. Лукка, М. Каллас, Б. Нильсен, Ф. В. Литвин, Э. К. Павловская, Н. В. Салина, К. Г. Держинская, Г. П. Вишневская. Лирич. С. свойственны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене. Для колоратурного С. характерны подвижность в исполнении фиоритур, пассажей и т. п., прозрачность тембра, легкость и свобода звучания в верхнем регистре, доходящем до фа, иногда до соль 3-й октавы. Часто встречается лирико-колоратурное С. Партии: Царица ночи ("Волшебная флейта"), Розина, Джильда, Виолетта, Лакме, Чио-Чио-сан; Людмила ("Руслан и Людмила"), Антонида, Снегурочка, Марфа; Волхова ("Садко"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др. Выдающиеся певицы: А. Патти, А. Каталани, А. Галли-Курчи, Л. Тетраццини, Т. Даль Монте, М. Зембрих, Г. Зонтаг, Ж. Линд, Е. К. Мравина, Н. И. Забела, А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Панто-фель-Нечецкая. А. Даниэлян, Г. Гаспарян, Г. В. Олейни-ченко и др. 2) Самая высокая партия в хоре. 3) Высокие по регистру разновидности нек-рых муз. инструментов.