О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СОФОКЛ

СОФОКЛ (ScoxAYjc) (ок. 496-406 до н. э.) - др.-греч. драматург. Род. в Колоне, близ Афин, в семье богатого владельца оружейной мастерской. В молодости был близок к вождю афинской аристократии Кимону, позднее примкнул к лидеру демократии Пе-риклу. Избирался на важные гос. должности. Первую победу на состязаниях трагич. поэтов С. одержал в 468 до н. э., впоследствии 17 раз занимал первое место на Великих Дионисиях, 6 раз - на Ленеях. Древние филологи располагали 123 произв. С., нам известны по назв. 114. Целиком дошли только 7 трагедий: "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 442), "Трахинянки" (дата неизв.), "Царь Эдип" (ок. 429), "Электра" (дата неизв.), "Фил октет" (409), "Эдип в Колоне" (пост. поем. в 401). Сохранилось также мн. фрагментов разл. величины, в т. ч. папирусные отрывки из сатировской драмы "Следопыты". Мировоззрение С., поэта эпохи расцвета афинской рабовладельч. демократии, отражает противоречивость идеологии афинского полиса 2-й пол. 5 в. до н. э. С одной стороны, выдающееся положение в греч. мире, достигнутое Афинами к сер. 5 в., их духовный подъем оказались возможными только в результате недолговечного классового единства, сложившегося к этому времени среди свободных граждан гос-ва, и, в свою очередь, требовали сохранения и укрепления коллективной солидарности. Полисная идеология, выросшая на основе "...совместной частной собственности активных граждан государства..." (Маркс К. и Э'нгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божеств, промысла, в незыблемости традиц. установлении. С др. стороны, именно в условиях наивысшего для того времени уровня демократии все настойчивее становилась тенденция к высвобождению личности из полисных связей: испытания и страдания, выпадающие на долю отдельного человека вопреки его собств. усилиям, не могли найти достаточно удовлетворит, объяснения в божеств. воле. В трагедиях С., выступавшего за сохранение полисных устоев, отчетливо различима стоящая позади всякого события неотвратимая воля божества, но С., в отличие от своего предшественника Эсхила, не пытался объяснить ее к.-л. этич. соображениями. 8 то же время пристальное внимание С. привлекал активно действующий, самостоят, в своем поведении и решениях человек, принимающий на себя полную ответственность за свои поступки. Уже в ранней трагедии "Аякс" герой осознает несовместимость содеянного им преступления с нравств. кодексом доблестного вождя и находит освобождение от позора и бесчестья в добровольной смерти. В трагедии "Царь Эдип" только отдаленным намеком звучит мотив родового проклятья, с к-рым связан миф об Эдипе в предшествовавшей С. лит. традиции; зловещее предсказание, сбывшееся несмотря на все усилия Эдипа, ставит его перед таинственной и непознаваемой силой судьбы. Но в безграничной смелости, с к-рой Эдип борется с судьбой, в непреклонной решимости раскрыть окружающую его тайну проявляется подлинное величие человека. Неведение, в к-ром Эдип совершает страшные преступления, не освобождает его от ответственности, хотя и делает неприемлемой в толковании трагедии идею его субъективной вины и божеств, возмездия. Жертвой такого же трагич. неведения становится Деянира ("Трахинян-ки"). Выявление истины приводит героев С. к "прозрению", и эта ситуация позволяет С. раскрыть противоречие между субъективными устремлениями человека и объективным результатом его побуждений. Цельной, непоколебимой в своем решении предстает Антигона (о. п.), но, в отличие от Эдипа, ее субъективное поведение находится в соответствии с "неписанными" нормами гражданской этики, освященными вечной божеств, волей. Логика событий в трагедии приводит к осуждению тиранич. единовластия Креонта, и таким обр. С. полемизирует с тезисом софистов о человеке как "мере всех вещей", противопоставляя ему традиц. полисную мораль. Вне всякой связи с иррациональными силами живут и действуют герои трагедий "Электра" и "Филоктет": их деяния и страдания возникают из их внутр. состояния, из врожденных нравств. свойств. В образах Электры и Неоптолема глубже, чем в ранних трагедиях, раскрыт процесс созревания и обоснования поступков людей. Персонажи С. достаточно индивидуальны, но их индивидуальность, свободная от всего случайного и несущественного, возникает на основе идеального представления драматурга о человеке; С. говорил, что он изображает людей такими, "какими они должны быть" (см. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 129). Персонажам С. не свойственно также психологич. развитие; в ходе действия трагедии только обнаруживается п раскрывается "природа" каждого из героев. Новые задачи в изображении человека определили специфич. черты драм. техники. С. почти целиком отказался от объединения трагедий в трилогии, значительно увеличил диалогич. части и ввел третьего актера. Это позволило (начиная с "Царя Эдипа") усилить напряжение в развитии действия. Своеобразная двухчастность построения ранних трагедий, при к-рой судьба осн. героя (Аякса, Антигоны, Деяниры) решается в первой половине трагедии, а события второй части представляют результат их действий или гибель, преодолевается в "Царе Эдипе", затем в "Электре" и "Филоктете", где все нити ведут к постепенному раскрытию "характера" осн. героя. Герою часто противопоставляется второстепенный персонаж, стремящийся отклонить его от выполнения нравств. долга (Тек-месса в "Аяксе", Йемена в "Антигоне", Хрисофемида в "Электре", отчасти Иокаста в "Царе Эдипе"); в противодействии этому "искушению" утверждается достоинство и величие человека. С. увеличил состав хора до 15 человек, но по сравнению с Эсхилом существенно сократил объем и значение хоровых партий; обычно в них содержится реакция на изображаемые события или размышления на этич. темы. С. приписывают введение декорац. живописи. Творчество С. высоко ценилось в древности. Верги-лий и Овидий считали его образцом трагич. поэта. Сюжеты и образы трагедий С. неоднократно использовались в последующей античной (Ливии Андроник, Акций, Сенека) и европ. лит-ре. Среди многочисл. переработок С. в новое время: "Несчастная царица Иокаста" Сакса (1550), "Эдип" Корнеля (1659) и Вольтера (1718) , оперы Г. Перселла, А. Скарлатти и др. Глубокий теоретич. интерес к С. возник в конце 18 - нач. 19 вв. в Германии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Клейст, Ф. Шиллер, И. Гельдерлин). В 19 в. Ф. Мендельсон-Бартольди написал музыку к "Эдипу" (1841) и "Антигоне" (1845). В нач. 20 в. мотивы трагедий С. использовал Г. Гофмансталь ("Электра", 1903, "Эдип и Сфинкс", 1906, "Царь Эдип", 1909), впоследствии В. Газенклевер ("Антигона", 1917), Ж. Кокто ("Антигона" и "Царь Эдип", 1928, фильм "Эдип", 1953), А. Жид ("Эдип", 1931), Ж. Жироду ("Электра", 1937), Ж. Ануй ("Антигона", 1942), Б. Брехт ("Антигона", 1948), П.Карваш ("Антигона и другие", 1962); в опере: Р. Штраус ("Электра", 1909), И. Ф. Стравинский ("Царь Эдип", 1928), А. Онеггер ("Антигона", 1930), Дж. Энеску ("Эдип", 1936), К. Орф ("Антигона", 1949). Трагедии С. с сер. 19 в. ставятся в т-рах всего мира. В пост. участвовали: Ж. Муне-Сюлли, Т. Сальвини, А. Моисеи, бр. Адельгейм, Ю. М. Юрьев, М. Л. Рок-санова. В Сов. Союзе в 1920-е гг. трагедию "Царь Эдип" ставили в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани и др., в т. ч. на открытых сценах и на цирковой арене. Среди пост. последних лет: "Царь Эдип" - Лондон (1945, т-р "Олд Вик", в загл. роли - Л. Оливье), Тель-Авив (1947, т-р "Габима"), Париж (1951, "Т-р Елисейских полей", худ. П. Пикассо), Эпидавр (1955, Нац. греч. т-р, реж. А. Мино-тис), ТОилиси (1956, Т-р им. Руставели, в загл. роли - С. Закариадзе), Белград (1957, Нар. т-р, в загл. роли - Л. Иова-нович), Сиракуза (1958, Греч. т-р, реж. Г. Сальвини), Анкара (1960, Нар. т-р, реж. Т. Музенидис), Мюнхен (1962, "Резиденц-театр", в загл. роли - Т. Хольцман), Прага (1963, Нац. т-р, в загл. роли - В. Вейражка); "Антигона" - Эпидавр (1956, Нац. греч. т-р, реж. А. Минотис, в загл. роли - А. Синодину), София (1958, Нар. т-р им. К. Сарафова, реж. Музенидис), Бухарест (1958, Т-р молодежи, в загл. роли - О. Тудораке), Авиньон (1960, Нац. нар. т-р, пост. Ж. Ви-лара). Вена (1962, Бургтеатр. реж. Г. Зельнер), Варшава (1962, "Т-р для всех", реж. И. Бабел); "Электра" - Москва (1945, Т-р им. Вахтангова), Афины (1952, Нац. греч. т-р, реж. Д. Рондирис. в загл. роли - К. Паксину), Прага (1956, Т-р Чехословацкой армии), Пирей (Т-р греч. трагедии, реж. Д. Рондирис. в загл. роли - А. Папатанасиу, удостоена 1-й пр. Т-ра Наций в Париже, 1960). Тексты: Sophocle, [Tragedies], texte etabli par A. Dain et traduit par P. Mazon, t. 1-3, P., 1955-60; в рус. пер.- Драмы, т. 1-3, M., 1914-15; Трагедии, М., 1954. Лит'.: P а д ц п г С. И., К вопросу о мировоззрении С." "Вестник древней истории", 1957, [ј] 4; Чистякова H. A. " К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла" в сб.: Классическая филология, [Л.], 1959; Д у х и н И. Л., Софокл и Еврипид, в сб.: Русская и зарубежная лит-ра, Краснодар, 1961; W e b s t e г Т. В. L., An introduction to Sophocles, Oxf., 1936; В о w r a C. M., Sophoclean tragedy, Oxf., 1944; E a r p F. R., The style of Sophocles, Cambr., 1944; ReinhardtK., Sophocles, 3. Aufl., Fr./M., 1947; W h i t-m a n С. Н., Sophocles. A study of heroic humanism, Cambr. (Mass.), 1951; Bonnard A., La tragedie et Гпотте, Neuchatel - P., [1951]; Ehrenberg V., Sophocles and Pericles, Oxf., 1954 (то же, в нем. пер.. Munch., 1956); К irkwood G. M., A study of Sophoclean drama, Ithaca (N. Y.), 1958; Maddalena A., Sophocle, Torino, 1959, 2 ed., 1963; L es k у A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 2. Aufl., Gottingen., 1964. См. также ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. В. Я,