О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом, исторически-конкретном изображении действительности в ее революционном развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р. выступает как его новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в пору выхода на историч. арену рабочего класса и возникновения коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается на почве социального опыта 20 в. ив первую очередь опыта Октябрьской революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва. Опираясь на научное мировоззрение, С. р. рассматривает действительность во всей ее реальной сложности и противоречивости и одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу, в перспективе разрешения противоречия между "человеком и человеком", "индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см. К.Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 588), что, в свою очередь, ведет к новому соотношению между идеалом и действительностью, "целью и средством", "словом и делом". Все эти предпосылки определяют осн. эстетич. принципы С. р.- глубокую правдивость, прогрессивную идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность. Диалектика характеров и обстоятельств, детерминированность личности социальными условиями, средой и значение личности в изменении этих условий, представление о человеке как "объекте" и "субъекте" истории получают в иск-ве С. р. наиболее глубокое выражение. Иск-во С. р. показывает, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3,с. 2). Исторически это связано с появлением на сцене представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не в качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было в иск-ве прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая роль нар. масс в истории, иск-во получает тем самым возможность впервые раскрыть и значение активного, самостоятельного действия человека в разрешении противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит одному из основоположников С. р.- М. Горькому, творчество к-рого пронизывает мысль: "Не я, но мы - вот начало освобождения личности" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права не дают, права берут" ("Мещане")- эти положения символизируют новый этап осознания человеком своего отношения к действительности, осознания себя хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр. убеждению, свободно, герой опирается на революц. опыт масс, его действия постоянно соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в оценке личности, ее "направленности" и поведения. В этом заключается одно из важнейших завоеваний социалистич. иск-ва. В С. р. получает наиболее глубокое воплощение принцип народности иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957, 8. 17). Отражение интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство к народу и народ к искусству" (там же), служит эстетическому воспитанию народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой личности и раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич. возможностей. В этом смысле иск-во С. р. разрешает противоречия, характерные для предшествующих этапов развития художеств. культуры. С народностью внутренне связан один из важнейших эстетич. принципов С. р.- его партийность, к-рая заключается в открытом, сознательном служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях - всего народа. Мировоззренч. позиция, ставшая внутр. убеждением художника, связывающая его с историч. миссией наиболее последовательно-ре-волюц. класса, оказывается источником подлинной свободы творчества и предпосылкой, дающей возможность иск-ву отразить глубокую правду действительности. В этом смысле партийность С. р. противоположна бурж. партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской "абсолютной свободы" творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и искажающей его взгляд на действительность. В свете мировоззрения, раскрывающего закономерности истории, правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве новые качества, обогащается более широким и глубоким взглядом на обществ, конфликты, тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей истории и социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель, какой он во многом еще остается в иск-ве критич. реализма, а включает в себя и определенные пути достижения этой цели, борьбу за новые общественные отношения. Не умозрительно сконструированный "идеальный** герой, а идеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р. Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в С. р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств. цельности и высокой идейности, о к-ром говорил Ф. Энгельс, размышляя о драме будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 492), открывает пути к созданию подлинно интеллектуального и активно действующего героя, думающего над важнейшими обществ, проблемами времени, сознающего личную ответственность за судьбы страны, общества, совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего "бытие как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная зрелость к-рого проявляются в действии. Отсюда такие эстетич. качества С. р., как глубокий социальный подтекст событий, их историч. перспектива, новое соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С. р. спектаклях, как: "Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом" в Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в Т-ре МГСПС и др. (см. Театр. разд. Советский театр). Диалектика формирования новых отношений личности и общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С. р. Это во многом определяет поиски и противоречия сов. т-ра 20-30-х гг., напр. творч. устремления В. В. Вишневского и Н. Ф. Погодина, уделявших особое внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы драматургии А. Афиногенова, А. Киршона, А. Корнейчука, характеризующиеся пристальным вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система Станиславского; "сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли наполняются новым содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену. С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств. форм, к-рый отражает в конечном счете богатство и многообразие самой реальной действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни, связанные с подробным и тщательным исследованием действительности во всем ее реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм, дающих особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и явлений, активизации зрительского восприятия (т-р В. Вишневского и В. Маяковского, Б. Брехта и Н. Хикмета и др.). Наряду с детальным воссозданием картин жизни возникают и подчеркнуто лаконичные, условные решения, иногда связанные с обращением к смежным иск-вам (в т. ч. к кино). Представляя собой разные аспекты художеств. осознания действительности, эти формы взаимно дополняют и обогащают друг друга. Стремясь расширить возможность многостороннего отражения совр. действительности, ее сложных социальных и психологич. конфликтов, театр. иск-во использует вместе с драматич. началом эпич. и лирич. элементы: "лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор" - приемы, позволяющие взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать им прямую оценку, соотнести с тем, что непосредственно не изображено. Однако во всех случаях в центре внимания остается действующий актер (см. Искусство актера, Режиссерское искусство). Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются его эстетич. сущностью, задачей художеств. осмысления логики обществ, процессов, значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч. характера, логика действий человека, выражающих его отношение к др. людям и обществу, остается важнейшим эстетич. критерием С. р. Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве и связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л. Шиллера, М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников т-ра разл. стран. Давая возможность наиболее глубокого осознания социальных конфликтов современности, историч. перспектив их разрешения, формируя подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р. открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые определяют его место в совр. прогрессивной художеств. культуре. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; В. И. Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; Программа КПСС, М., 1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова А.,Рудницкий К., Новаторство сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с нем., М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М., 1960; Проблемы социалистического реализма, М., 1961; М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А., Вопросы реализма в эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А. В.,О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о В. И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1); Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Творческий метод. Сб. статей, М., 1960 (ст.-В. Щербина, "Соц. реализм как творческий метод"); Фридлендер Г.,К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962. А. Кар.