О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СПЕНДИАРОВ

СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич [20. Х (1.XI). 1871, Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск. ун-та (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94) и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн. годы жил в Крыму, где работал как композитор, вел муз.-обществ, деятельность, дирижировал в симф. концертах. Творчество С. развивалось под влиянием передовой арм. и рус. культуры, в тесном общении с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, М. Горьким, О. Туманяном, М. Сарь-яном и др. В своем творчестве С. утверждал иск-во реалистическое, близкое и понятное народу. Для него характерны: светлая, внутренне сдержанная лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные муз. пейзажи. Значит, место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф. картину "Три пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и мелодекламацию с оркестром "Мы отдохнем" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910) С. трижды была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912). После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей новой культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и оркестрами в Крыму, участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и др. нар. песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в Ереван и полностью посвятил себя развитию нац. муз. иск-ва Сов. Армении. Он принимал активное участие в работе Ин-та науки и иск-ва Арм. ССР, Ереванской консерватории, в организации муз. изд-ва, симф. оркестра, оперного класса, в воспитании молодого поколения музыкантов, выступал как дирижер. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета. С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет "Семь дочерей короля джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в янв. 1913 в Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к детской пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна "Отелло". С 1916 и до последних дней своей жизни С. работал над созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта" Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских захватчиков в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера отличается вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар. музыку, С. создал развернутые оперные формы; опера содержит колоритные массовые нар. сцены (хоры, танцы), драматически насыщенные эпизоды, выразит, характеристики героев. Большую роль в муз. драматургии оперы играют сквозное симф. развитие, сложная и разветвленная система лейтмотивов. "Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и в др. городах СССР. В 1945 в Ереване был пост. балет "Хандут" по эпосу "Давид Сасунский" на музыку из разл. соч. С. Творчество С. сыграло выдающуюся роль в развитии арм. нац. композиторской школы, в формировании ее эстетич. принципов и стилистич. особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм и выразит, средств. Яркая, жизнеутверждающая музыка С., отличающаяся свежестью мелодий, красочностью гармонии и оркестровки, пользуется любовью и признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване. С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962. Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество. Кр. очерк, М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957; Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М., А. Спендиаров, М., 1964. Г. Г.