О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Са Сб Св Сг Сд Се Сж Сз Си Сй Ск Сл См Сн Со Сп Ср Сс Ст Су Сф Сх Сц Сч Сш Сщ Съ Сы Сь Сэ Сю Ся
 

СТРИНДБЕРГ

СТРИНДБЕРГ (Strindberg), Йухан Август (22.1. 1849, Стокгольм,14.V.1912, там же) - шведский писатель, драматург, театр. деятель. Род. в купеческой семье. Был преподавателем, актером, занимался журналистикой. Первая пьеса - стихотворная трагедия "Конец Эллады" (1869). Наибольшей известностью пользуются пьесы С., написанные им в 80-е гг. 19 в. В этот период С. выступил как один из вождей натурализма, сконцентрировав в своем творчестве осн. черты этого направления - внимание к бытовым подробностям, научный подход к изображаемым явлениям. В семейных драмах "Отец" (1887, т-р "Казино", Копенгаген), "Фрекен Юлия" (1889, студенч. кружок, Копенгаген), "Кредиторы" (1889, "Дагмартеатр", Копенгаген), "Кто сильнее" (1889, там же), "Товарищи" (1886, "Люстшпильтеатер" - 1905, Вена), "Пляска смерти" (ч. 1-2, 1900, "Резиденц-театер" - 1905, Кельн) и др. С. создает острые социальные характеристики, с беспощадной откровенностью анализирует бурж. нравы. Но гл. причину драм. конфликтов он видит в человеческих инстинктах, наследственности, болезнях, "борьбе полов". Творчество С. сложно, противоречиво, отмечено резкой сменой направлений - от натурализма к символизму, а затем - к экспрессионизму. Его мировоззрение эволюционировало от демократизма, оппозиционности совр. бурж. обществу, от естественнонаучного материализма к ницшеанству, увлечению религиозными учениями (теософия, буддизм) и вновь к настроениям социального протеста. Но на всех этапах творчества в произв. С. проявлялись постоянные характерные черты. Конфликты пьес С. резко непримиримы, даже если выражены не в столкновениях людей, а во внутр. психологич. борьбе. Герои С.-"...неустойчивые, разорванные, смешанные из старого и нового..." (Полн. собр. соч., т. 1, М., 1910, с. 35), исполнены неразрешимых, приводящих порой к гибели противоречий. В большинстве своих драм. произв. С. раскрывает психологию и судьбу изолированной личности. Его привлекают сильные страсти, борьба. Мироощущение С. по преимуществу трагедийно, творчество его имеет острую антибуржуазную направленность, однако реа-листич. изображение бурж. нравов вскоре заменяется в его драматургии восприятием бурж. мира как кошмара. Постепенно внимание к иррациональному, подсознательному у С. обостряется и подготавливает его переход к субъективистскому показу мира. Пьесы "Путь в Дамаск" (трилогия: ч. 1-1898, Королевский драм. т-р - 1900; ч. 2-1898, т-р "Каммершпиле" - 1916, Мюнхен; ч. 3-1901; там же), "Игра мечты" (1901, Шведский т-р - 1907, Стокгольм), "Соната призраков" (1907, там же - 1908), исполненные мистич. символов, предчувствий катастроф, предваряют экспрессионизм. Одновременно С. обращается к реализму в историч. драмах: "Густав Ваза" (1899, Шведский т-р, Стокгольм), "Эрик XIV" (1900, там же), "Густав Адольф" (1900, Берлин-1903), "Карл XII" (1901, Королевский драм. т-р - 1902, Стокгольм). "Густав III" (1903, "Новый интимный т-р", Стокгольм), "Кристина" (1901, "Интимный т-р" - 1908) и др. Среди др. пьес: "Буря" (1888, "Интимный т-р", Стокгольм), "Пасха" (1901, т-р "Шаушпильхауз", Франкфурт-на-Майне), "Виттенбергский соловей" (1903, "Кюнстлер-театер" - 1914, Берлин), "Пеликан" (1907, "Интимный т-р"), "Большая дорога" (1909, там же - 1910). С. постоянно обращался к теории и практике т-ра. В предисловии к пьесе "Фрекен Юлия" и в трактате "О современной драме и современном театре" (1889) С. развивал принципы эстетики натурализма (трактовка среды и характеров, построение диалога, мизансцен, оформление и т. д.). Свои взгляды на театр. иск-во С. попытался реализовать в т-ре "Экспериментальная сцена" (1889). Позднее С. создал "Интимный театр" (1907-10), где ставились его пьесы, написал ряд обращений к труппе. Творчество С. оказало значит, влияние на драматургию 20 в.; оно сказалось в произв. Ю. О ' Нила, Т. Уильямса, А. Миллера, отчасти Л. Хелман (США); нем. экспрессионистов; Дж. Осборна, Г. Пинтера (Англия); Ж. Кокто, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра (Франция). Пьесы С. ставили реж. А. Антуан, О. М. Люнье-По (Франция), О. Б рам, М. Рейнхардт (Германия), У. Муландер, А. Шеберг, И. Бергман, П. А. Браннер (Швеция). На рус. сцене ставились: "Фрекен Юлия" (1906, Новый т-р, Петербург; 1909, Т-р Корша, Москва), "Отец" (1904, Александрийский т-р), "Буря" (под назв. "Самум", 1905, Т-р В. Ф. Комиссаржевской, Петербург), "Эрик XIV" (1921, 1-я Студия МХТ, в гл. роли М. А. Чехов). С о ч.: Samlade skrifter, dl 1-55, Stockh., 1921-25; Twelve plays. L., 1962; в рус. пер. - Собр. соч., 2 изд., М., 1910-11; Полное собр. соч., т. 1-15, М., 1908-12. Лит.: Б p а н д e с Г., Собр. соч., т. 2, ч. 2, Киев, 1901; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр..., Л.-М., 1939; А а л т о В., Натуралистический период в творчестве Стриндберга, Л., 1936; Горький М., Собр. соч., в 30 томах, М., 1949-55 (см. тт. 24, 28); Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; Э с с в e и н Г., Август Стриндберг. Опыт психологической характеристики, М., 1909; Dahlstrom С. E. W. L., Strindbergs dramatic expressionism, Ann Arbor (Michigan), 1930; B0rge V., Strindberge mystiske teater..., Kbh., 1942; Berendsohn W. A., A.Strindberg. Ein geborener Dramatiker, Munch., 1956; Gravier M., Le theatre naturaliste de Strindberg. Realite et poesie, в кн.: Realsime et poesie au theatre. P., 1960; Gustafson A., August Strindberg. 1849-1912, Stockh., 1961; Johnson W., Strindberg and the historical drama, Wash., 1963; K l af F. S., Strindberg. The origin of psychology in modern drama, N. Y., 1963; L u c a s F. L., The drama of Ibsen and Strindberg, L., 1962; M a d s e n B. G., Strindberg's naturalistic theatre. Its relation to French naturalism, Cph., 1962; "Paris-Theatre", 1962, ј 185. Т. Ш .-А.