БЕЛГРАД
БЕЛГРАД - столица Югославии, главный город Сербии (свыше 522 тыс. жит. на 1957). Начало театральной жизни Б. относится к 1841, когда труппой любителей во главе с драматургами А. Николичем и И. Стерия-Поповичем была пост. пьеса последнего "Смерть Стевана Дечанского" (спект. этот шел в переоборудованном торговом помещении, к-рое получило назв. "Театерна Джумруке"). В 1857 молодежь местного Лицея организовала театр. труппу, дававшую спект. на нем.яз. ("Театер у пивари"). Труппа эта вскоре была реорганизована в сербское "Друштво српског позоришта" ("Сербское театр. Общество"). В 1864 этот т-р был распущен. Наиболее значительным т-ром Б. до нач. 2-й мировой войны был "Народно позо-риште" (Югославский Национальный театр), открытый 30 окт. 1869 пьесой Дж. Малетича "Посмертная слава князя Михаила М. Обреновича". Первым руководителем т-ра был Й.Джордже-вич. Т-р "Народно позориште" скоро привлек к себе лучшие артистич. силы Сербии; из него в свою очередь вышло большинство известных югосл. артистов. Ведущим театр. деятелем этого т-ра долгое время был М. Исайлович. На сцене "Народно позориште" прошли пьесы мн. крупных югосл. писателей, в том числе М. Држича, И. Стерия-Поповича, М. Бэна, И. СуСогича, И. Гундулича, Т. Брезовачки, М. Боговичэ, И. Войновича, М. Беговича, И. Косора, Л. Костича, Т. Триф-кович?, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цгнкара, М. Крлежи и др. Шли здесь также произв. Шекспира, Мольера, Гольдони и др. европ. классиков. В 1894 в помещении "Народно позориште" делаются первые попытки ставить оперные спектакли, но до нач. 2u-x гг. 20 в. его репертуар был крайне скуден. Творческий подъем т-ра наметился в 1924-35, когда его директором и муз. руководителем становится изв. сербский комп. и дирижер С. Христич. С этого времени в Оперном т-ре ставятся не только итал. и нем. оперы, но и оперы славянских композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дворжака, Монюшко) и в том числе композиторов Югославии (Христича, К. Барановича, П.Кокьо-вича) и др. Формалистич. и эстетским влияниям на т-ры Югославии в 20-е гг. 20 в. противостояло творч. воздействие реалистич. принципов МХАТа, впервые гастролировавшего в Б. в 1920 и 1922. В период фашистской оккупации Югославии творческая жизнь т-ров Б. была почти полностью парализована. Оживление наступило с освобождением Югославии. В 1947 в Б. был создан новый т-р"Югославенско драмско позориште" (Югославский Драматический театр). Для т-ра было выстроено новое театр. здание. Его труппа сформировалась из лучших артистов Югославии. Основу fe составили ведущие артисты "Народно позориште". В репертуар т-ра наряду с нац. классич. и совр. пьесами и зап.-европ. драматургией входили рус. и сов. пьесы ("На дне", "Егор Булычов и другие", "Любовь Яровая"). В 1956 этот т-р гастролировал в СССР (в то же время в Б. проходили гастроли МХАТа). В Б. продолжает работать также и т-р "Народно позориште" (занимает свое старое помещение), включающий, помимо драматической, также оперные и балетные труппы (последняя была создана в 1921, получила значительное творч. развитие в 30-х гг., прекратила существование во время войны и вновь возобновила свою деятельность в 1946). Кроме перечисленных т-ров, в Б. работают: "Сов-ремено позориште" ("Современный театр") на двух сценах, "Дечье позориште Бошко Буха" (Детский театр им. Бошко Буха), "Ателье 212" (экспериментальный т-р), "Марионетско позориште" (кукольный театр;. В Б. работает Театральная академия (Академия за позоришну уметност), готовящая кадры артистов для югославских т-ров.