О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛАХУТИ

ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛАХУТИ (А к а-д е мн чески и ордена Трудового Красного знамени театр драмы им.А.Ла-х у т и) - крупнейший драматический театр Тадж. ССР. Создан в Душанбе в 1929. В труппу вошли участники драматич. кружка горно-стрелкового тадж. батальона и концертной бригады Бухарского передвижного т-ра. В организации т-ра принимали участие музыкант и певец Г. Ризо Бахор, режиссеры X. Махмудов, Ф. Умаров, в дальнейшем М. Саидов. Начав с постановки небольших пьес агитационного характера, т-р в 1931 перешел к многоактным спектаклям. Ставились преим. пьесы, переведенные с узб. и рус. яз.: "Два коммуниста" Яшена, "Мятеж" Фурманова и Поливанова, "Халима" Зафари, "Вредители хлопка" Исмаилова, позднее "Жизнь зовет" Биль-Белоцерков-ского и др. С постановки оригинальной драмы А. Усманова "Борьба", рисующей борьбу с басмачеством, начинается становление тадж. драматургии, формирование к-рой непосредственно связано с ростом т-ра. Серьезной творч. победой т-ра стал спектакль "Коварство и любовь". Героико-романтич. направленность творчества коллектива характеризуют спектакли, пост. во 2-й пол. 30-х гг.: "Алькасар" Мдивани, "Клевета" Саидму радован Исмаилова, "Шодмон", "Красно-палочники" Улуг-заде, "Отелло" и др. В этих спектаклях отчетливо раскрылось яркое дарование исполнителей: героико-романтич. трагедийное творчество актеров М. Саидова, М. Касымова, А. Бурханова, X. Рахматуллаева, Г. Бакаевой, А. Сулейманова, лирико-драматич. талант С. Туйбаевой. Острые характерные и драматич. образы создавали М. Халилов, О. Зняев, М. Разиков, Н. Гиясов, С. Бакоева, X. Са-идахмедов, С. Джурабаев и др. В годы войны были созданы героич. и патриотич. спектакли: "В бой" Акубджанова и Зелеранского, "Дом Надира" Икрами и Файко, "В огне" Улуг-заде и "Лауренсия" Лопе де Вега. В конце 40-х гг. происходит спад творч. деятельности Т. т., появляются спектакли, имеющие идейные и художественные недостатки. Постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам и выступления партийной печати (1946-48) помогли т-ру преодолеть эти недостатки и обратиться к темам современности. Передовой сов. человек, его искания, борьба с косностью стали гл. темой тадж. театр. иск-ва. Среди лучших спектаклей, развивавших эту тему: "Саодат" Саидмурадова и Рабиева (1948), "Мой город" Миршакара (1952), комедии "Ситора" Икрами 1954), "Сердце сердцу весть подает" Киямова и Мороз (1955), "Экзамен" Ансори, "Свадьба" Гани (1958), "Воля женщины" Сидки (1961) и др. Т-р создал монументальные спектакли о победе Сов. власти в Таджикистане: "Дохунда" Икрами (1954, 1957), "Ураган" Абдулло и Киямова (1957), в к-ром были воссозданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе. Героико-романтич. тенденции т-ра продолжил историко-биографич. спектакль "Рудаки" Улуг-заде о великом тадж. поэте 10 в. Все эти спектакли определили творч. облик т-ра: укрупненный реализм, яркость красок, высокий драматизм и комедийную остроту, подлинную народность. Особое своеобразие т-ру придает подчеркнутая поэтизация образов, лирич. взволнованность игры актеров, передающих романтич. мироощущение сце-нич. героев. Т-р развивает традиции древнего нар. иск-ва, его спектакли отличаются яркостью, колоритностью, сатирич. остротой, нар. юмором. Актеры следуют традициям нар. творчества (иск-во сценич. заострения, разнообразные приемы комедийного мастерства). Героико-романтич. пафосом, поэтичностью, глубиной раскрытия человеческих характеров отличаются пост. рус. и зап.-европ. классики: "Ромео и Джульетта" (1947), "Ревизор" (1946, 1952), "Король Лир" (1957), "Без вины виноватые" (1962) и др. Т-р постоянно обращается к драматургии братских республик. На его сцене шли: "Человек с ружьем" (1948), "Разлом" (1961); узб. пьесы - "Алишер Навои" Уйгуна и Сул-танова (1949), "Шелковое сюзане" Каххара (1953), туркм. пьеса "Честь семьи" Мухтарова (1949), арм. ("Намус" Ширванзаде, 1953) и азерб. ("Мертвецы" Мамедкули-заде, 1963) классика. В 1941 и 1957 т-р принимал участие в декадах тадж. иск-ва в Москве. Худ. рук. т-ра в 1936-64 был нар. арт. Тадж.ССР Е.И. Мительман. В труппе т-ра (1967)- нар. арт. СССР М. Касымов, Т. Фазылова, А. Бурха-нов; нар. арт. Тадж. ССР С. Туйбаева, X. Рахматул-лаев, 3. Дустматов, Т. Гафарова, X. Назарова, М. Халилов; засл. арт. Тадж. ССР Н. Гиясов, А. Ходжаев, Ш. Джураев и др. В 1941 и 1961 труппа т-ра пополнилась выпускниками тадж. студии при ГИТИСе им. Луначарского. Режиссеры - X. Рахматуллаев, Ш. Киямов, А. Бурханов, Ф. О. Александрии, художники - М. М. Мухин, М. Д. Лебедева. РЕПЕРТУАР ТЕАТРА (в скобках указаны фамилии постановщиков) 1929. "Октябрь" (Махмудов), "Бай и Одина" Юсуфбекева (Махмудов), "Сон на посту" Свердлина (Махмудов). 1930. "Навруз и Гюльчехра" Амин-заде (Махмудов), "Последний тиран" Юсуфбекова (Махмудов), "Сангинбай" Мун-зим (Махмудов), "Смерть посту" Муин-заде (Махмудов), "Ишан-обманщик" Самади (Махмудов), "Новая жизнь" Са-мади (Махмудов). 1931. "Два коммуниста" Яшена (Умаров, худ. Медведев), "Мятеж" Фурманова и Поливанова (Танальский, худ. Медведев), "Халима" Зафари (Умаров), "Наступление" Яна (Умаров), "Вредители хлопка" Исмаилова (Танальский), "Эмир Алимхан" Багдад бекова (Махмудов). 1932. "Товарищи" Яшена (Джурабаев, худ. Дулевский), "Победа" Али-заде- (Махмудов), "Краснопалочники" Хусей-нова (Умаров), "Агония" Ходжаева (М. Саидов), "Халима" (Умаров). 1933. "Под личиной" Юсуфбекова (Махмудов, худ. Дар-ченко), "Борьба" Усманова (Саидмурадов). 1934. "Принцесса Турандот" Гоцци (Махмуде в), "Сожжем" Яшена (Сакай, худ. Упит). 1935. "Враг" Икрами (Умаров), "Жизнь зовет" Биль-Белоцерковского (Сакай), "Чужой ребенок" Шкваркина (Саидмурадов), "Шахиаме" Джанан (Тихонович). 1936. "Долина счастья" Абдулло (Умаров), "Платон Кречет" (Тихонович), "Дочь пастуха" Валидова (М. Саидов). 1937. Юбилейный пушкинский вечер-сцены из "Бориса Годунова" (Тихонович), "Раано" Саидмурадова (Саидмурадов), "Коварство и любовь" (Мительман). 1938. "Пионер на границе" Усманова и Обиди (Рахматуллаев), "Алькасар" Мдивани (Мительман), "Клевета" Саидмурадова и Исмаилова (Саидмурадов), "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (Мительман), "Патриоты" Гани и Ниязи (М. Касымов, худ. Ашуров). 1939. "Отелло" (Мительман, худ. Чемодуров), "Шодмон" Улуг-заде (М. Саидов, худ. Чемодуров), "Мятеж" Фурманова и Поливанова (А. Саидов, худ. Чемодуров). 1940. "1916 год" Карима и Дунгана (М. Саидов). 1941. "Краснопалочники" Улуг-заде (Платонов, худ. Кулешов), "Рустам и Сухроб" Пирмухамед-заде и Волькен-штейна (Мительман, худ. Рындин и Чемодуров), "В бой" Акубджанова и Зелеранского (Мительман), "Продолжение следует" Бруштейн (Зелеранский). 1942. "Проделки Майсары" Хамзы (А. Саидов, худ. Чемо-дуров), "Матросы из Каттаро" Вольфа (Мительман, худ. Че-мо дуров), "Сердце матери" Икрами (Рахматуллаев, худ. Че-модуров). "Лауренсия" ("Овечий источник") (Канцель, худ. Чемодуров), 1943. "Пятирублевая невеста" Ордубады (А. Саидов), "Тахмос Ходжентский" Касымова и Саидмурадова (Касымов и Мительман), "Дом Надира" Икрами и Файко (А. Саидов). 1944. "Мнимый больной" (А. Саидов и Рахимов, худ. Чемодуров); "В огне" Улуг-заде (М. Касымов, Рахматуллаев). 1945. "Чрезвычайный закон" бр. Тур и Шейнина (Рахматуллаев), "Учитель любви" Миршакара (А. Бурханов). 1946. "Двадцать восьмая ночь" 'Икрами (Рахматуллаев), "Ревизор" (Витальев), "Слуга двух господ" (Витальев, худ. Чемодуров). 1947. "Любовь" Туйгуна (Рахматуллаев), "Победители" Чирскова (Витальев), "Ромео и Джульетта" (Мительман, 'худ. Шипулин). 1948. "Свет в горах" Дехоти (Мительман, худ. Шипулин), -"Человек с ружьем" (Витальев, худ. Шипулин), "Бесприданница" (Мительман), "Отелло" (Мительман, Рахимов, худ. Шииулин), "Овод" Мительман, Рахматуллаев); "Саодат" Саидмурадова и Рабиева (Мительман, Рахимов). 1949. "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (Мительман, Рахимов), "Честь семьи" Мухтарова (Киямов), "Заговор обреченных" Вирты (Мительман), "Ошибка Кадырова" Дуст-матова и Рахматуллаева (Рахматуллаев), "Дорога счастья" Касымова и Икрами (Ульянов, Рахматуллаев). 1950. "За вторым фронтом" Собко (Рахматуллаев), "Аршин мал алан" (Рахматуллаев); "Голос Америки" Лавренева (Касымов, Рахимов), "Подарок за радостную весть" За-кирова (Касымов, Рахматуллаев). 1951. "Мой город" Миршакара (Лойтер), "Обездоленная девушка" Икрами (Рахматуллаев), "Ханлар" Самеда Вургуна Лойтер), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (Мительман). 1952. "Сказание гафиза" Ташмухаммедова (Киямов), "Мой город" Миршакара (Мительман, худ. Шипулин), "Ревизор" (Мительман); "Южнее 38-й параллели" Тхай Дян Чуна (Рахматуллаев), "Женихи" Токаева (Мительман), "Бессмертие" Пайкова (Киямов). 1953. "Ромео и Джульетта" (Мительман, худ. Шипулин); "Шелковое сюзане" Каххара (Рахматуллаев), "Тарифходжа-ев" Дехоти и Рахим-заде (Рахматуллаев), "Кори ишкамба" по Айни (М. Касымов), "Намус" Ширванзаде (Мительман). 1954. "Хозяйка гостиницы" (Киямов), "Ситора" Икрами (Рахматуллаев), "Сердечные тайны" Рахманова (Рахматуллаев, Киямов), "Легенда о любви" Хикмета (Мительман), "Дохунда" Икрами (Мительман). 1955. "Любовь Яровая" (Рахматуллаев, Киямов); "Сердце сердцу весть подает" Киямова, Мороз (Киямов). 1956. "Чья вина?" Икрами, Мительмана (Рахматуллаев, Мительман), "Саодат" Саидмурадова, Рабиева (Бурханов). 1957. "Король Лир" (Мительман, худ. Мухин); "Дохунда" Икрами (Рахматуллаев), "Вай и батрак" Хамзы (Рахматуллаев). "Ураган" Абдулло, Киямова (Мнтельман, худ. Мухин). 1958. "Экзамен" Ансори (Рахматуллаев), "Свадьба" Гани Бурханов), "Гроза" Цао Юя (Мительман), "Жизнь и любовь" Ансори (Рахматуллаев), "Рудаки" Улуг-заде (Мительман, Бурханов). 1959. "Жертвоприношение" Тагора (Рахматуллаев), "Говорящий чинар" Саидмурадова, Рахим-заде (Бурханов), "Неписанный закон" Пистоленко (Мительман), "Совесть" Гани, Мительмана (Мительман). 1960. "Свадьба" Чехова (Бурханов), "Тростник на ветру" БердзенишвиЛи (Рахматуллаев), "Кремлевские куранты" (Мительман); "Два цвета" Зака, Кузнецова (Мительман), "Дядя и племянники" Бабаджан (Рахматуллаев). 1961. "Горянка" Гамзатова (Мительман), "Штраф 30 копеек" Киямова, Фархада (Рахматуллаев), "Обвал" Насырова (Киямов), "Я - Фахриддинов" Икрами (Рахматуллаев), "Воля женщины" Сидки (Рахматуллаев), "Разлом" (Ланге); "Солнечный луч" Волиной (Киямов). 1962. "Без вины виноватые" (Ланге); "Песня гор" Абдулло (Киямов), "Лучистый жемчуг" Улуг-заде (Бурханов), "Приговор матери" Ансори (Рахматуллаев), "Коварство и любовь" (Ланге); "Вей, ветерок!" Райниса (реж. Киямов, худ. Мухин). 1963. "Отелло" (Касымов, Саидахмедов, худ. Мухин); "Мертвецы" Мамедкули-заде (Бурханов), "Ромео и Джульетта" (Мительман, Рахматуллаев, худ. Шипулин); "Цветы на окраине" Рабиева (Киямов, худ. Лебедева). 1964. "Шипы роз" Икрами, "Слуга двух господ"; "Пламя свободы" Абдулло. 1965. "Недалеко от границы" Миршакара, "Деревенщина" Ибрагимова. "Умному намек, глупому палка" Касимова, "Мачеха" Бальзака. 1966. "Покойник" Нушича, "Маленькие трагедии" Пушкина, "Два веронца" Шекспира, "Босая птица" Волиной.