О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТАЛЬВИ

ТАЛЬВИ, Айно (настоящее имя и фам.- Айно Аугустовна П и н д а м; р. 6.II.1909) - эст. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1966). Актерскую деятельность начала в 1929 в театре "Ванемуйне" (Тарту). Затем была актрисой Таллинского эст. драм. т-ра (1935-44), где сыграла роли: Анна ("Хозяин Кырбоя" Таммсааре, 1937), Тееле ("Лето", 1937, и "Свадьба Тоотса", 1938, Лут-са), Лукреция Борджиа ("Цезарь и человек" Новашинско-го, 1940), Настя ("На дне", 1940), Мари ("Оборотень" Китцберга, 1941), Нора (1943). В послевоенные годы работала в т-ре "Эстония"; с 1949- в Т-ре им. В. Кингисеппа.Творчество Т. характеризуется глубиной психологического анализа, точностью в выборе выразительных средств, тонкой интеллектуальностью и яркой эмоциональностью. Роли: Ксрсти ("Веление времени" Семпера, 1945), Ева Мийлас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1946), Дездемона (1949), Любовь Яровая (1952); Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Комиссар ("Оптимистическая трагедия", 1957); Мари, Юдифь ("Варгамяе", 1951, 1958, о. и., 1960, Таммсааре), Кураж ("Мамаша Кураж..." Брехта, 1962). Лит.: К а 1 m e t L.,Aino Taivi, Tallinn, 1965. К. Каск ТАЛЬМА (Talma), Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж,-19.Х.1826, там же) - франц. актер. Род. в семье зубного врача. Годы юности провел в Лондоне. Вернувшись в Париж, в 1786 поступил в Королевскую школу декламации и пения, по окончании к-рой в 1787 дебютировал в т-ре "Ко-меди Франсез" (в роли Сеида - "Магомет" Вольтера); в 1789 получил звание "сосъе-терау. Взгляды Т. на театр. иск-во сложились под воздействием идей франц. и англ. просветителей. Дружба с худ. Л. Давидом также способствовала формированию идейно-художеств. взглядов Т.; он изучал античную скульптуру, мечтал воспроизвести на сцене строгую, величественную красоту античного иск-ва. Уже в начале своей сценич. деятельности Т. сыграл Прокула ("Б рут" Вольтера, 1789) в римской тоге, а не в стилизованном придворном костюме, без парика; это вызвало резкое осуждение со стороны консервативной труппы т-ра. С первых дней франц. бурж. революции Т. стремился сделать т-р проводником революц. идей. Обличая монархич. деспотизм, он создал образ жестокого, преступного короля-тирана в революц. трагедии М. Ж. Шенье "Карл IX". Пост. "Карла IX" вызвала раскол в труппе "Комеди Франсез", называвшегося во время революции "Т-ром нации". Т. возглавил труппу революционно настроенных актеров, к-рые ушли из этого Т-ра и основали в 1791 "Театр Республики)). Выступая в пьесах якобинского репертуара, Т. играл роли: тирана Генриха VIII (о. п. Шенье, 1791), справедливого судьи Лассаля ("Жан Калас, или Урок судьям" Шенье, 1791), борца против аристократии Мария ("Марий в Минтурнах" Арно), защитника интересов народа Фульвия Флакка ("Кай Гракх" Шенье, 1792), патриота Муция Сцеволы (о. п. Лансиваля, 1793) и др. В трактовке Т. эти герои олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, свободы и справедливости, против фанатизма, тирании. В годы революции в творчестве Т. ярко проявились черты революционного классицизма. Сохраняя в своем иск-ве черты идеализациЪ, величавую приподнятость и монументальность образов, Т. вносил в свое исполнение повышенную взволнованность, заостренную эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщенность классицизма. Он отказался от обычной в трагедии монотонно-напевной читки, использовал динамичный выразительный жест. Рост революц. активности масс, якобинский террор противоречили абстрактно-гуманистич. мировоззрению Т. Особенно отчетливо определилось буржуазно-охранит. содержание взглядов Т. после контррево-люц. переворота 9 термидора (1794). На сцене руководимого им "Т-ра Республики" появились антиякобинские пьесы. В 1799 Т. вернулся во вновь объединившуюся труппу "Комеди Франсез". В годы Директории и Первой империи играл в помпезных, лишенных внутр. драматизма трагедиях; исполнял роли воинов ("Квинт Фабий, или Римская дисциплина" Ле-гуве, 1795), идеальных монархов ("Кир" Шенье, 1804). В этих спектаклях публицистич. страстность, обличит. направленность творчества Т. сменились официозным пафосом. Однако гл. место в репертуаре Т. заняли герои шекспировских трагедий в переделках Ж. Ф. Дюси: Макбет, Отелло, Гамлет (все в 1809). Исполняя эти роли, Т. создавал образы мятущихся, раздираемых внутр. противоречиями людей, гибнущих в мире злобы, преступлений, корысти или противостоящих этому миру. Скорбное разочарование становится ведущим мотивом в его творчестве. Неприятие реакц. правительства Бурбонов возродило в творчестве Т. политически оппозиционные тенденции. Он выступал в трагедиях, запрещавшихся цензурой за намеки на политич. обстановку в стране. Играя Суллу (о. п. Жуй, 1821), Т. создал идеализированный образ Наполеона, отвечавший бонапартистским настроениям части зрителей, ненавидевших режим Реставрации. В последний период жизни Т. испытывал неудовлетворенность классицистским репертуаром, он сблизился с молодыми романтиками (В. Гюго, А. Ламар-тин), высказывал взгляды на задачи новой драматургии, отражавшие его стремление расширить жизненное содержание иск-ва. Работая над созданием сценич. образов, он пытался усилить в них черты реализма, углубить индивидуальную и психоло-гич. характеристику героя. Добиваясь историч. и этнографич. конкретизации образа, Т. продолжил свои реформаторские начинания в области сценич. костюма и грима (вслед за античным ввел ср.-век.. восточный и ренессансный костюмы). Сделал попытку выступить в совр. комедии, сыграв роль старого, великодушного буржуа в пьесе "Урок старикам" Дела-виня (1823). В 1806 Т. стал профессором драм. класса парижской Консерватории. Оставаясь актером классицистской трагедии, он в своей педагогич. практике и в теоретич. трактате "Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве" (1825, предисловие к изданию "Мемуаров" Лекена) выдвигал требование подлинности сценич. чувств и непосредственности их выражения, требовал изучения актером характера персонажа в связи с историч. эпохой, изображенной в пьесе. Иск-во Т.- великого нац. актера, художника-новатора, проложило путь дальнейшему развитию франц. театр. иск-ва 19 в. Соч.: Memoires sur Lekain et sur l'art dramatique. P., 1825; P., 1849-50; в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, вступ. ст., пер. и прим. И. И. Сол-лертинского, М.-Л., 1931 (Памятники театрального быта). Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Дейч А., Тальма" М., 1934 (Жизнь замечательных людей, вып. 21-22); Державин К., Театр Французской революции. 1789-1799, 2 изд., Л.-М., 1937, с. 246-70; Панов В., Франсуа Тальма (1763-1826), М.-Л., 1939; R e g n a u 1 t-W а г i n J. В., I. I. Р h.. Memoires sur Talma. P., 1904; С о p i n A., Etudes dramatiques. Talma et la Revolution, 2 ed.. P., 1887; J u 1 1 i e n A., Histoire du costume au theatre. P., 1880; A u b г у 0., Napoleon et son temps, P., 1936, p. 53-65; A u g u s t i n-T i e г г у A., Le tragedien de Napoleon. F. J. Talma, P., 1942.