БЕЛИНСКИЙ
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30. V (11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI). 1848, Петербург] - русский литературный и театральный критик, идеолог демократии. направления в литературе и театре 30-40-х гг. 19 в., один из создателей русской реалистич. эстетики. Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в Моск. ун-те. Уже в студенческие годы Б. оказался в центре мыслящей, прогрессивно настроенной молодежи. Страстная ненависть к крепостному праву, демо-кратич. гуманизм и нравственный максимализм молодого Б. с большой силой сказались в его юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б. во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская патетика пьесы связывает ее с романтич. традицией декабристской литературы, с драмами Шиллера и Байрона, а в картинах, рисующих уродства помещичье-крепостного быта, чувствуется воздействие социально-обличит. произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.- человек, отверженный обществом, поставленный в романтически-необычайную нравственную ситуацию. Однако важно, что уже здесь определяется основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности, отказ от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа, к-рая постигает героя драмы Б., не является результатом его индивидуальной "вины" - она возникает как следствие непримиримых противоречий самой социальной среды. Запрещенная цензурой пьеса послужила причиной для исключения Б. из университета. Свою лит.-критич. деятельность Б. начал в 1831 в моек.журнале "Листок". В 1833 он становится сотрудником журнала "Телескоп" и выходящей к нему приложением газеты "Молва", издаваемых Н. И. Надежди-ным. Б. работал здесь в 1833-36 вплоть до закрытия журнала правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с отъездом Надеждина за границу, был фактич. редактором журнала и газеты. В 1838-39 редактировал журнал "Московский наблюдатель". В 1839 переехал в Петербург, стал сотрудником и идейным вдохновителем лучшего русского журнала 40-х гг.- "Отечественные записки". В 1846, надеясь поправить пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего друга - актера М. С. Щепкина, в его длительных гастролях по югу России. В 1847-48 сотрудничает в "Современнике" Н. А. Некрасова, во многом определяя идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими Н. А. Добролюбовым. Б. умер от туберкулеза легких на 38-м году жизни, измученный нуждой и непосильной работой. Критич. творчество Б. отличалось боевым, непримиримо страстным характером, смелым новаторством. Б. был признанным вождем передового направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие на общественное мнение, на творчество писателей, драматургов, актеров. Б. посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и заметок. Он считал, что т-р является "источником народного образования", выражает социальные и духовные потребности общества. В своей первой крупной статье "Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?" (Полное собр. соч. в 13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал о появлении подлинно народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным,... видеть биение пульса ее могучей жизни...". Ярчайшее выражение своих стремлений Б. находит в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: ее персонажи "не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков; но они заклеймены печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою палача-художника" (там же, стр. 80-81). Т. о., уже в начале своей деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности, неразрывно связывая это с требованием прогрессивной направленности обществ. возз рений художник а. Борьба за утверждение в иск-ве принципов жизненной правды побуждает Б. резко выступать против пережитков классицизма в т-ре, против ложного, ходульного иск-ва, проникнутого реакционной тенденцией. В 1835 он принимает участие в критич. полемике, развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина ("И мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ. и решительно возражая С. П. Шевыреву, представлявшему мнение консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому что его искусству недостает больших идей и чувств, внутренней страстности, личного активного отношения к изображаемому. Б. всецело отдает предпочтение Мочалову - актеру-"плебею", лишенному аристократич. лоска и рассудочной уравновешенности, отличающих Каратыгина,- актеру огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого глубокое переживание становится источником естественности, поэтич. правды, определяющей потрясающую силу воздействия театр. иск-ва на зрителей. Эстетич. оценки приобретают у Б. обоснование в обществ, содержании иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838), в к-рой Б., характеризуя гуманистич. освободительное по своей направленности иск-во Мочалова, выразил принципы прогрессивного рус. романтизма. Эта и др. статьи Б. о Мочал ове демонстрируют тончайшее проникновение критика в творч. метод и душевное состояние актера, впервые показывают, что воплощение актером роли-единый сложный процесс. Отстаивая принцип жизненной правды, Б. смело становится на защиту прогрессивного, реалистич. направления в т-ре, яростно преследуемого официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя, обосновывает критич. направление гоголевского реализма, устанавливает его историч. истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы в совр. иск-ве. Б. способствует развитию замечательного таланта М. С. Щепкина как актера критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления его творчества, высоко оценивает исключит. роль Щепкина в "сфере общественного понимания искусства". В Щепкине Б. видит наиболее совершенный тип актера, в к-ром глубокое знание жизни, беззаветное служение добру и истине сочетаются с самобытностью, эмоциональной искренностью и всесторонним мастерством. Б. указывал на способность Щепкина непрерывно изучать и совершенствовать свои роли от спектакля к спектаклю, как на достоинство, отличающее настоящего актера-художника. "Его игра - творческая, гениальная. Он не помощник автора, но соперник его в создании роли",- писал Б. ("Петровский театра, 1838). Признавая аюера "самостоятельным художником", Б. вместе с тем обусловливал развитие актерского иск-ва состоянием отечественной драматургии. Он писал: "...Драматические поэты творят актеров. Нам нужно иметь свою комедию, и тогда у нас будет свой театр" ("Московский театр", 1838). Б. указывал на отрицат. влияние на театр. искусство мелодрамы и развлекательного водевиля, прививающих актерам ходульность, штампы. Он подчеркивал значение реалистич. драмы для развития актерского иск-ва и театр. культуры в целом. Так, по поводу исполнения "Ревизора" Гоголя в моек. т-ре Б. отмечает такие важные качества спектакля, как "общность игры", "естественность", объясняя их правдивостью пьесы, ее близостью к рус. действительности. В 1838 Б. пишет свою вторую и последнюю пьесу "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (пост. на моек. сцене в том же году), к-рая по форме приближается к психологич. драме. Свое общее понимание драмы Б. высказывает в то время в связи с анализом творчества Шекспира; ее смысл Б. видит "...в игре взаимных отношений и интересов всех лиц драмы...", а не только в раскрытии образа одного главного героя. Прямое отношение к т-ру имеют высказывания Б. о типическом. Типизм есть один из основных законов творчества,- утверждает Б. Но типическое лицо должно быть одновременно лицом конкретно индивидуальным. Для Б. индивидуальное - форма проявления типического. В этом утверждении уже содержится известная полемика с романтич. культом исключительного героя, к-рая получает развитие в последующие годы. Б. вводит в свой анализ актерского исполнения понятия субъективной и объективной игры. Первая манера является выражением частного, личного представления актера о роли и недостаточна для выполнения всей художеств. задачи. Гораздо выше объективная игра, к-рая основана на овладении актером общей идеей роли и пьесы в целом, содержит более широкий охват жизни ("Г. Сосницкий на московской сцене в роли городничего", 1838). Уже в 30-е гг. в центре внимания Б. находятся проблемы народности, единства содержания и формы в иск-ве, проблемы историзма, художеств. правды и др. Однако связь эстетики Б. с концепциями совр. идеалистич. философии (Шеллинг, Гегель) мешает ему выработать метод, необходимый для верного решения этих центральных эстетич. проблем, и приводит к противоречиям с собственными убеждениями (напр., к отрицанию сатиры). Тем не менее через все искания Б. четко проходит идея единства иск-ва и жизни, к-рая в новой обществ, обстановке 40-х гг. приобретает матери алистич. обоснование. В эти годы Б. переходит к углубленной разработке вопросов реалистич. эстетики. Со всей последовательностью он стремится направить рус. драматургию по пути гоголевской "натуральной школы", неустанно борется за демократизацию русского т-ра, за его насыщение социальной проблематикой эпохи, за укрепление реалистич. основ актерского творчества. Утверждая новое художеств. направление - "натуральную школу", осн. принципами к-рой являются реализм, интерес к правдивому изображению жизни простого народа, Б. развивает традиции Пушкина и Гоголя, требует от т-ра раскрытия драматического и прекрасного в их обыденных формах. Б. осознает необходимость усиления критич. начала в рус. иск-ве, полностью преодолевая свои прежние колебания по этому поводу. На этой почве обостряется борьба между Б. и представителями т. н. "официальной народности", реакционного романтизма и славянофильства. Б. обличает художеств. фальшь пьес Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника, П. Г. Ободовского и др. авторов напыщенных мелодрам и псевдоисторич. драм, борется с реакционными тенденциями в водевиле. Он горячо ратует за создание нац. рус. комедии, реалистич. психологич. драмы, требует от художников серьезного отношения к жизни. Б. считает, что искусство и литература больше чем когда-нибудь сделались выражением "общественных вопросов". Причину этого явления Б. видит в пробуждении народного сознания и в общей демократизации рус. культуры. Неудовлетворенность методом романтич. иск-ва, переживающего в 40-х гг. кризис, сказывается в выступлениях Б., критикующих Мочалова за его субъективность, неровность, недостаток мастерства. В эти годы Б. особенно страстно поддерживает проявление реализма в актерском творчестве. Он разгадывает гениальный талант А. Е. Мартынова (к-рый в этот период еще выступал в водевильном репертуаре), способствует распространению принципов щепкин-ской школы, постоянно применяя ее творч. критерии в своих статьях о т-ре. Непримиримость и вы-сскую принципиальность Б. в борьбе за реализм характеризует его открытое "Письмо к Гоголю" (1847). В театрально-критических статьях Б. содержится множество высказываний о таких высоко ценимых им драматургах, как Шекспир, Мольер, Шиллер, Гюго и др. Особенно велика была любовь Б. к Шекспиру, которого он ценил наряду с Пушкиным как величайшего реалиста, постигшего тайну художественной конкретности и высокой поэтичности. Рассматривая искусство в его отношении к действительности, сочетая теорию с историч. подходом к явлениям лит-ры и т-ра, Б. охватывал весь творческий процесс в целом, что было недоступно его предшественникам. Б. основывал свою критику па критериях, выдвигаемых интересами обществ, развития эго времени. Именно поэтому критика Б. была подлинно передовой, историчной и научной, исполненной публицистич. страстности, поэзии и вдохновения. Отражая рост демократич. начал в рус. обществ. жизни 30-40-х гг., Б. не только выступал продолжателем лучших идейных традиций предшествующих лет (Радищева и декабристов), но и подвел рус. общественно-эстетич. мысль к новому этапу ее развития, ознаменованному появлением ре-волюционно-демократич. критики 50-60-х гг., утверждением материалистич. мировоззрения в эстетике. Этим определяется огромное значение критич. деятельности Б. в развитии рус. культуры и в частности театрального искусства. Соч.: Полное собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венге-рова, СПБ - П., 1900-1917; т. 12-13 под ред..В. С. Спиридонова, М.-Л., 1926-48; Собрание соч. в трех томах, т. 1-3, M., 1948; Полное собр. соч., т. 1-13, M., 1953-59; Белинский о драме и театре. Сборник, M.-Л., 1948. Лит.: Летопись жизни и деятельности Белинского, М., 1958; История русской литературы, М.-Л., изд. АН СССР, 195 8, т. VII (глава о Белинском); Лаврецкий А., Белинский, в кн.: История русской критики, т. l, M.-Л., 1958; Поляков М., Белинский в Москве. 182-1839, [M.], 1948; Смирнова 3. В., Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционных демократов, М., 1958; Кастелин М. А., Белинский - театральный критик, М., 1950; Островская Б. (Вступ. статья), Белинский-театральный критик, в сб.: Белинский о драме и театре, М.-Л., 1948. Т. Р.