О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТАНЕЦ

ТАНЕЦ - вид иск-ва, в к-ром средством создания художеств. образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник Т.разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались, подвергались художеств. обобщению и это привело к возникновению иск-ва Т., являющегося одним из древнейших проявлений нар. творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрел значение самостоятельного иск-ва. Созданные талантливыми представителями народа, Т. получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться проф. сценический танец. В проф. театр. иск-ве Т. достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Сложились разл. танц. системы: европ. классический танец - основная система совр. европ. балета, танц. системы народов стран Азии н Африки (см. Классический танец народов Востока). Наряду со сценич. Т. складывался бытовой и бальный Т., также обычно возникавший на основе нар. Т. Являясь одним из видов иск-ва, Т. служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танц. образов определяется их содержанием и формой. Иск-во Т. раскрывает духовный мир человека. Осн. выразительные средства Т.: гармонич. движения и позы, пластич. выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танц. образ воспринимается как непосредственно, так и в сочетании с др. выразительными средствами, прежде всего с мимикой. Средством его обогащения и конкретизации являются костюм, театр. реквизит. В балете Т. обогащается выразительными средствами драматургии, что придает ему особую силу воздействия. Применительно к европ. сценич. Т. в искусствоведении установлены следующие положения: Т. организован в пространстве и времени. Простейший элемент, составляющий основу танца,- телоположение (в классич. танце - позиции, позы). Переход из одного телоположения в другое, их смена образует движение. Простейшая форма танц. движения - темп. В СБОЮ очередь, темпы складываются в па, к-рые образуют разл. танц. сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определенной музыкальной системы. Т. измеряется теми же длительностями, что и музыка. Развитие европ. сценич. Т. представляет собой длительный и сложный процесс. Большое влияние на развитие танц. культуры Европы имело танц. иск-во Др. Востока и античности. Т. занимал видное место в религиозных празднествах Ассирии, Египта и др., о чем свидетельствуют произв. письменности, скульптуры и живописи. В Др. Греции Т. занимал значит. место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски в честь Вакха и др.), но и средством воспитания ("пиррические" Т.- военные и атлетические Т. спартанских юношей, способствовавшие гармонич. развитию тела). Т. был разработан, систематизирован. Он являлся обязательной частью представлений греч. антич. комедий и трагедий. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появляются танцовщики-пантомимисты. В Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме. В эпоху средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Наряду с нар. Т. существовали ранние формы сценич. Т., к-рые исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи. В дальнейшем происходит постепенная театрализация Т. В странах Европы в ср. века Т. связан с нар. и придворными празднествами (в Англии- мамминчс и дисгайзингс - "ряжения", в Италии - маскарады при дворах и др.). В 15-16 вв. исполняются сюжетные танцевальные сцены - морески, в сер. 16 - нач. 17 вв. т. н. бялло-фигурато (фигурные, изобразительные Т.). Создаются трактаты и учебники Т. В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т. усложняется, обогащается новой техникой. Деятельность Королевской Академии танца, созданной в 1661 во Франции, способствовала дальнейшей систематизации, разработке Т. и определению его как системы художеств. движения. Эта система получила впоследствии условное назв. "классического танца" (в конце 19 в.). Накануне бурж. революции во Франции происходит реформа балета, способствовавшая расширению технич. и выразительных возможностей Т. Развитие муз. т-ра (оперная реформа X. Глюка) способствует появлению новых структурных форм балета, к-рый в эпоху Просвещения выделяется в самостоятельный вид иск-ва. В это время углубляется эмоционально-драматич. содержание Т. В балетах Ж. Ж. Новера, ф. Хильфердцнга Г. Анджолини Т. связан с пантомимой, что порождает форму действенного Т.- па д'аксъон. Эта форма получает дальнейшее развитие в романтич. балете (нач. 19 в.), где происходит обогащение техники классического Т., возникают новые выразительные приемы (женский Т. на пальцах, прыжковая техника), создающие ощущение легкости, полета. На протяжении 2-й пол. 19 в. идет разработка нового виртуозного танц. стиля, пальцевая техника становится средством создания бравурного Т., насыщенного эффектными трюками. Этому способствовало появление специальной обуви, дающей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В последней четв. 19 в. (70-х гг.), когда к созданию балета обращаются музыканты-симфонисты, в частности П. И. Чайковский, возникает тенденция к симфонизации Т. (возникновение танц. лейтмотивов, согласованность Т. солистов и кордебалета и др.). Это находит выражение в отдельных сценах, пост. балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценич. Т. Еще в 19 в. наряду с классич. Т. значит, место занял характерный танец. Впоследствии интерес к нар. Т. усиливается, его используют в своих балетах балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Го-лейзовский, Ф. В. Лопухов. В то же время идет процесс создания новых форм, разрушаются традиционные структурные каноны сценич. Т. (па-де-де, па-де-труа, гран па и Др.). В н-ач. 20 в. возникло новое направление в танц. иск-ве, условно именуемое танцем модерн (пластич. или ритмо-пластич. Т.). Оно включает элементы разл. танц. школ, но противостоит классич. Т. В своих истоках Т. модерн связан с учением Ф. Дельсарта о пластике и с системой ритмич. воспитания Э. Жака-Далъкроза. Формированию танца модерн способство вало также иск-во А. Дункан (импровизация, свободные движения, выражающие настроение, подсказанное музыкой). На протяжении 40-60-х гг. в странах Европы и США наблюдается процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. модерн и классического. В это же время получает развитие эстрадный танец - небольшое хореографич. произведение, предназначенное для концертного исполнения. Отличит, чертой эстрадного Т. является стремление исполнителей и постановщиков к внешней эффектности, виртуозности, лаконизму, остроте исполнения. В СССР иск-во Т. получило широкое развитие. Распространилась танцевальная художеств. самодеятельность. Хореографич. самодеятельные коллективы выступают на смотрах, междунар. фестивалях и конкурсах. Лучшие из этих коллективов стали проф. ансамблями. Сов. балетмейстеры используют классич. Т. как наиболее совершенную танц. систему, помогающую обобщить и выявить нац. особенности хореографич. иск-ва. У народов, не имевших в прошлом Т. (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои нац. Т. На основе рус. классич. школы развивается самобытный нац. балет в большинстве республик. В хореографич. уч-щах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по классич., характерному и бальному Т., ряд исследований по истории Т. Е. С. Народный танец - один из древнейших видов нар. иск-ва. Нар. Т. складывается и развивается под влиянием историч., социальных и географич. условий жизни народа. На нар. Т."лежит отпечаток места и времени, его породившего, нац. традиций, психологии, системы художеств. мышления народа. Он конкретно выражает нар. стиль, манеру и неразрывно связан с др. видами нар. иск-ва, гл. обр. с музыкой. С древнего времени нар. Т. является неотъемлемой частью нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах народов Востока с глубокой древности распространены муз.-танц. и пантомимич. представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и т. д. С нар. обрядами связано появление хороводов и др. обрядовых Т. (цейлонский Т. огня; норв. Т. с факелами; славянские хороводы, связанные с обрядами завивания березки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполняются новым содержанием, выражающим новые особенности быта. В нар. Т. отражены разнообразные стороны жизни и деятельности народа, мир его чувств, идей и впечатлений. Народы, занимающиеся охотой, животноводством, запечатлевают в Т. наблюдения над животным миром. Образно, метко и выразительно передаются в Т. характер и повадки зверей, птиц, домашних животных [Т. бизона у североамер. индейцев, индонез. Т. пенчак (тигр), якут. Т. медведя, памирский - орла, кит., инд.- павлина, фин.- бычка, литов.- козлика, рус. Т. - журавель, гусачок, норв. - петушиный бой]. У народов, занимающихся земледелием, возникают танцы на темы сельского труда [латв. Т. жнецов, белорус.- лянок, молд.- поама (виноград), узб.- шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский - дровосеков, эст.- сапожников]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые Т (укр.- бондарь, нем. - стеклодувов, карельский - так ткут сукно и др.). В Т. народов, жизнь к-рых протекала в сражениях, выражены воинский дух, доблесть, героизм, умение владеть оружием, воспроизведены моменты наступления и боя ("пиррические" пляски др. греков, сочетающие танц. мастерство с военно-фехтовальными приемами, груз.- хоруми, парикао-ба, шотл.- с мечами, казачьи пляски). Большое место в танц. творчестве народов занимает тема любви. У первобытных народов она носила характер откровенного проявления полового чувства. В процессе эволюции возникли танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. Ткартули, рус. - байновская кадриль, польский - мазр). Во мн. Т. выражены нар. мораль, двойственный народу юмор (белорус. Т. о наказанном деревенском ловеласе - Юрочка, узб.- о незадачливом наезднике и упрямом коне - раке бозы, тадж. Т. о доверчивом лягушонке, попавшем в рот к аисту,- "аист и лягушка"). Нар. Т.- результат коллективного творчества. Созданный неизвестным автором, он передается от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Возникают локальные варианты Т. В процессе многократного воспроизведения нар. Т. развивается, обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, особая координация движений, муз.-танц. форма, приемы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) падает на слабую долю такта (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) - не синхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 5 тактах. Движения ног, рук, головы и корпуса в нар. танце органически сочетаются, подчиняясь единому ритму. Вместе с тем в Т. народов Зап. Европы осн. значение имеют движения ног, в то время как движения рук и корпуса как бы аккомпанируют им, а в танцах народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса, к-рые плетут танц. узор и являются осн. средством пластич. выразительности. В нар. Т. сильно ритмич. начало. Оно отражено в муз. сопровождении и подчеркивается самими танцовщиками (притоптывание, хлопки в ладоши, звон колец, бубенчиков, прикрепленных к ногам, рукам танцовщиков). Мн. нар. Т. исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщик держит в руках (кастаньеты, тамбурин, кайраки, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Нек-рые Т. исполняются с бытовыми аксессуарами (платками, шляпами, блюдом, пиалой, чашей, блюдцами, наперстками, стаканчиками и др.). Большое влияние на характер движения и манеру исполнения нар. Т. оказывает костюм: плавности хода рус. или груз. танцовщицы помогает длинное платье, закрывающее ступни ног; воинственный характер мужских кавказских Т. подчеркивается нац. костюмом - черкеской с газырями и кинжалом, к-рого касаются руки танцовщика; движение - отбивка по голенищу в рус. и венг. Т. обусловливается наличием в костюме жестких сапог, а Т. на подогнутых пальцах ног у кавказских народов - мягких сапог (ичиги). Расцвет, достигнутый нар. хореографич. иск-вом в Сов. Союзе, демонстрируют многочисл. коллективы художественной самодеятельности. В 1937 в Москве организуется Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в проф. хореографии новый жанр- сценич. нар. Т. Этот танец опирается на нар. творчество, сохраняет и развивает его традиции, самобытные черты." Он отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный Т. унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному Т.). Сценич. нар. Т. стал в 30 - б0-е гг. популярнейшим иск-вом. Во всех республиках Сов. Союза создаются проф. ансамбли танца и ансамбли песни и пляски. На основе опыта Советского Союза возникают любительские на р. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. Т. во мн. странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Албании, Польши, ГДР, КНР, Корее, Кубе, Мексике, Канаде, Греции, Египте, Цейлоне, Вьетнаме, Бирме, Мали, Сенегале и др. странах). Иг. М. Лит.: Х у д е к о в С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-17; Л у к и а н, О пляске. Собр. соч.. т. 2, М.-Л., 1935; Танцевальный словарь ..., пер. с франц., М., 1790; И. К. [Кусков], Танцевальный учитель ..., СПБ, 1794; Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального искусства и хореографии, Одесса, 1890; Stepanow W. I., Alphabet des ino-uvements du corps humain..., P., 1892; Борисоглебский, М., [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1-2,Л., 1938-39; Классики хореографии, Л.-М., 1937; Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; е е ж е. Русский балетный театр половины XIX в., Л.-М., 1963; Фокин М. М., Против течения, М.-Л., 1962; В а г а н о-в а А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.-М., 1948; Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца. Л., 1939; Ивановский Н. Н., Бальный танец XVI-XIX вв., М.-Л., 1948; Васильев а-Р ождес т венская М. В., Исто-рико-бытовой танец, М., 1963; ТкаченкоТ. С., Народный танец, М., 1954; Голейэовский К. Я., Образы русской хореографии/ М., 1964.