О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТАШКЕНТСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР

ТАШКЕНТСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ташкентский русский драматический театр им. М. Горького). Открылся в Ташкенте 22 окт. 1934 пьесой Славина "Интервенция". В труппу входили: реж.-В. А. Чиркин, Е. А. Простов, актеры - А. С. Загаров, Е. Л. Ленина, А. М. Шеста-ков, Н. С. Фирсов, позднее - О. И. Андреева, О. И. Герасимова, П. С. Давыдов, Г. Н. Загурская, 3. А. Радецкая, А. П. Розанцев и др. Одним из организаторов и первым директором т-ра был М. К. Вул-конский. Осн. внимание т-р уделял пьесам сов. авторов: "Бойцы" Ромашова, "Платон Кречет"; "Аристократы" Погодина (все в 1935), "Далекое" (1936), "Машенька" (1941) Афиногенова, "Разлом" (1937), "Беспокойная старость", "Любовь Яровая" (оба в 1938), "Оптимистическая трагедия" (1939), "Человек с ружьем" (1940). На сцене т-ра ставились произв. классич. драматургии: "Горе от ума" (1934); "Борис Годунов" Пушкина (1935), "Бесприданница" (1936), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1936), "Отелло" (1937), "Гроза" (1937), "Три сестры" (1941). Большое значение в творч. истории т-ра сыграли пост. пьес Горького: "На дне" и "Враги" (1936), "Мещане" и "Егор Булычев и другие" (1938), "Последние" (1939), "Дети солнца" (1941). В 30-е гг. на сцене т-ра осуществлены пост. пьес неск. узб. драматургов: "Предатели" Фатхуллина (1939) и "Бай и батрак" Хамзы (1939). В годы войны пост. спектакли: "Батальон идет на Запад" Мдивани, "Накануне" Афиногенова, "Русские люди", "Нашествие"; "Олеко Дундич" Ржешев-ского и Каца,"Генерал Брусилов" Сельвинского. Важнейшие темы современности отражал и репертуар последующих лет: "Калиновая роща" Корней-.чука (1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1951), "Кто смеется последним" Крапивы (1954), "Настоящий человек" по Полевому (1954), "В добрый час!" (1955), "В поисках радости" (1958), "Неравный бой" (1960) и "В день свадьбы" (1965) Розова, "Искатели" Гранина (1955), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Палата" Алешина (1963), "Совесть" Павловой (1964). Теме борьбы за мир посв. спектакли "Русский вопрос" (1947); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1947), "Голос Америки" Лавренева (1950), "Два лагеря" Якобсона (1952), "Полк идет" по Шолохову (1965). Этапными спектаклями стали пост. пьес-Маяковского "Клоп" (1956), Назыма Хикмета "Первый день праздника" (1954). Т-р работает над пьесами совр. зарубежной драматургии: "Земной рай" Василева (1952), "Три соловья, д. 17" Добричанина (1956), "Филумена Мартурано" Де Филиппе (1957), "Каменное гнездо" Вуолийоки (1958),"Такая любовь" Когоута (1959). Продолжая работу над драматургией Горького, т-р пост.: "Враги" (1948), "Егор Булычев и другие" (1950), "На дне" (1955), "Зыковы" (1946), "Варвары" (1947), "Дачники" (1952), "История пустой души" по роману "Жизнь Клима Самгина" (1958), "Яков Богомолов" (1962). Среди пост. классич. драматургии в 50-60-е гг.: "Воскресение" по Толстому (1950), "Укрощение строптивой" (1950), "Трактирщица" (1951); "Пигмалион" Шоу (1951), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1953), "Месяц в деревне" Тургенева (1953), "Вишневый" сад" (1954), "Горячее сердце" (1959); "Преступление и наказание" по Достоевскому (1960), "Гамлет" (1961), "Чайка" (1964); "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1966). Значит, вклад в пропаганду произв. узб. нац. драматургии внесли спектакли "Заря Востока" Сафарова (1949), "Шелковое сюзане" Каххара (1952), "Тайны паранджи" (1956) и "Проделки Майсары" Хамзы (1960). В 1959 т-р принял участие в декаде узб. иск-ва и литературы в Москве. В 1962 совершил гастрольную поездку в Москву. В т-ре в разные периоды работали: реж.-Н. А. Бондарев, Я. А. Варшавский, Н. В. Ладыгин, А. П. Ри-даль, А. В. Милославский, И. В. Радун, Ю. С. Иоффе, В. Я. Головчинер, С. Г. Микаэлян, А. С. Михайлов; худ.- В. В. Роберг, Е. Д. Пыжов, Н. А. Ба-чурин; актеры - Н. Д. Никомаров, Б. Н. Сабуров, В. Л. Извеков, А. И. Степанов, Е. К. Злобин, А. А. Гзовская, В. К. Козлов и др. В 1951-58 и 1960-64 возглавлял т-р А. О. Гинзбург. В труппе т-ра (1966): нар. арт. Узб. ССР - К. Г. Ефремова, Г. Н. Загурская, М. Р. Любанский, М. Ф. Мансуров, Н. Г. Хачатуров, Е. Г. Яворский; засл. арт. Узб. ССР- П. С. Дроздов, Ф. П. Котельников, К. М. Михайлов; актеры - Н. И. Мягкова, Л. С. Колесников, Л. С. Мельникова, П. И. Мироненко, В. А. Русинов и др. Гл. реж. т-ра с 1964-засл. арт. БССР М. Л. Спивак. В 50-е гг. коллектив т-ра пополнился молодежью - выпускниками Ташкентского театр. художеств. ин-та. Лит.: Государственный русский драматический театр им. М. Горького. 20 лет (1934-1954), Ташкент, 1955; Театр им. М. Горького, Ташкент, 1959. В. Д.