ТЕАТРАЛЬНОСТЬ
ТЕАТРАЛЬНОСТЬ - специфическое художественное достоинство, присущее произведениям театрального искусства. Емкое и многостороннее понятие "Т." обладает разными оттенками смысла. 1) В наиболее общем плане (по аналогии с понятиями "музыкальность", "живописность") его употребляют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что данное произв. органично природе театр. иск-ва, отличается выразительностью, достигнутой специфически театральными средствами (см. Театр. Режиссерское искусство Искусство актера). 2) Понятие "Т." употребляют для определения особой яркости и выразительности сценич. формы спектакля или актерского исполнения. Постановочное и исполнительское решение спектакля обладает качеством подлинной Т., если характер его образности соответствует стилю и жанру пьесы, помогает раскрытию ее внутренней сути и смысла. Т., оторванная от решения идейно-смысловых задач, выдвинутых содержанием драматического действия спектакля, лишается своей поэтичности, художественной целесообразности, вырождается в формализм и трюкачество. 3) Определение собственной, неповторимой манеры театрального мышления какого-либо писателя (напр., театральность Шекспира, Мольера, Островского и др.). Это своеобразие, обусловливающее весь художественный строй драмы, должно быть почувствовано и понято т-ром, выявлено в системе всех элементов сценич. постановки. Обнаружить Т. пьес Чехова для Моск. Художеств, т-ра рубежа 19-20 вв. значило проникнуть в поэтич. мир Чехова, найти сценич. путь к раскрытию волнующей жизненной правды его драматургии, ее психологич. богатства и глубоко затаенного драматизма. Т-р ниспровергал привычные формы Т., считая, что он протестует против Т. вообще. На самом же деле, в постановках пьес Чехова он утверждал Т. нового типа, разрабатывал новый язык т-ра, рожденный особой образной природой чеховских пьес (подтекст, паузы, настроение, общение и пр.). Т. заложена в драме не только как потенция ее театр. форм, но и как ключ к ее содержанию. Показательно, что до МХТ пьесы Чехова считались лишенными Т. В основном тут сказывались две причины: отсутствие у актеров и зрителей родственного драматургу мировосприятия, а с другой стороны, то, что традиционное понятие о Т., обнаруживая свою узость, все же оказывалось достаточно стойким. Борьба за т-р глубокой жизненной правды была борьбой и за новую Т. 4) Иногда Т. называют пристрастие режиссера и актеров к обнажению сценич. условности представления, нарочитому подчеркиванию используемых в т-ре игровых и постановочных приемов, сознательный отказ от создания на сцене иллюзии подлинной действительности. Современный т-р часто и во имя различных целей прибегает к такого рода Т., историч. истоком к-рой является т-р античности, средних веков, нек-рые виды нар. т-ра эпохи Возрождения (особенно итал. комедия дель арте). Т., понимаемая как условность, органична для восточного т-ра, проявляясь своеобразно в разных театр. системах. Т. восточного т-ра оказала воздействие и на приемы европ. режиссуры 20 в. Лит.: Ст а н и с л а в с к и и К., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1 954; М е и е р х о л ь д В. С. О театре, СПБ, [1913]; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи М., 1959; Таиров А., Записки режиссера, М., 1921 Бояджиев Г., Театральность и правда, М.-Л. 1945; Б р е х т Б., О театре. Сб. статей, пер. с нем., М. 1960. Т. Р