О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПОСТАНОВКА

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПОСТАНОВКА (от греч. - далеко и лат. visio- видение) - один из жанров телевидения. Во многих странах мира (СССР, Англия, Франция, ГДР, Польша, Чехословакия, Италия, ФРГ, США, Канада, Япония, Австралия) в кон. 40-х-нач. 50-х гг. начали передавать по телевидению театр. спектакли непосредственно из т-ров. Вначале это была примитивная трансляция. Постепенно телевидение осваивало экранные средства выразительности, язык кино. В СССР в развитие телевизионного театра значит, вклад внесли режиссеры, пришедшие из т-ра,- П. Ф. Ермаков, С. П. Алексеев; режиссеры кино Н. О. Бравко, Б. П. Тамарин; режиссер радио А. А. Дарменко. В дальнейшем комедии, водевили, оперетты, эстрадные представления транслировались из театр. помещений, а спектакли, имеющие углубленную психология, направленность, передавались из телевизионного павильона. Возникли новые требования к актерскому исполнению: отказ от театрально подчеркнутых, "педалированных" проявлений чувств; режиссеры телевидения добивались естественности и простоты в пластике, походке, речи исполнителей, гриме, костюме. Были созданы экранизации выдающихся спектаклей сов. т-ра: телефильмы "Эзоп" ("Лиса и виноград" Фигейреду, реж. Г. А. Товстоногов, Ю. А. Музыкант), "Укрощение строптивой" Шекспира (реж. С. Н. Колосов), "Евгения Гранде" по Бальзаку (реж. Алексеев). Замысел постановщиков этих спектаклей был раскрыт и углублен средствами экранного искусства. Снятые на пленку спектакли позволили запечатлеть иск-во крупнейших мастеров т-ра - В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, А. М. Бучмы, Г. П. Юры, Б. Н. Ливанова, А. Н. Грибова, М. Ф. Романова, Н. К. Симонова, С. Б. Межин-ского, С. В. Лукьянова, К. А. Зубова, М. И. Царева, В. П. Полицеймако, Г. М. Ярона и мн. др. Отдельные телефильмы были отмечены призами на Между-нар. фестивалях телефильмов ("Эзоп", Монте-Карло, 1962; "Пестрые рассказы", Александрия, 1962; в том же году актриса Л. И. Касаткина, исполнительница роли Катарины в телефильме "Укрощение строптивой", была награждена в Монте-Карло призом Золотая нимфа за лучшее исполнение женской роли). В сер. 50-х гг. появляются пьесы, специально написанные для телевидения, - теледрама, к-рая вслед за документальными, информационными жанрами постепенно занимает большое место в телепрограммах. В зарубежных странах телевизионные пьесы пишут Б. Пристли, Д. Боуэн, К. Донкастер, Т. Уиллис, Дж. Осборн (Англия); П. Чаевский, Р. Роз, А. Миллер, Д. Шоу, Ж. Видаль, М. Дайн (США); Ф. Мориак, А. Моруа (Франция); Г. Родигаст, Г. Кальтофен, Г. Саковский, Р. Шнейдер, Г. Бенгш (ГДР); Э. Силь-ванус (ФРГ), Нобукос Тэрада (Япония); Л. Меш-терхази (Венгрия) и др. В СССР телевизионные пьесы создаются преим. на основе лит. произв.; предпочтение отдается тем произв., в к-рых пристальное внимание уделяется внутр. миру человека. Среди лучших Т. п.: "Белые ночи" по Достоевскому, "Третья патетическая" Погодина (реж. И. Ермаков), "Наташа" по очерку А. Аграновского, "Соляра" по рассказу Е. Ячмене-вой (реж. М. Орлов), "Машенька" Афиногенова, "Семья Линден" Пристли (реж. М. Романов), "Северозападнее Берлина" Гонсовского (реж. С. Колосов), "Рассказ о первой любви" по рассказу Грибачева (реж. А. Липовецкий), "Сизиф и смерть" Мерля, "Обнаженная со скрипкой" Коуарда (реж. В. Плучек), "Как мимолетное виденье" Бражина, "Большая кошачья сказка" Чапека (реж. Б. Кара-сик), "Кюхля" по Тынянову, "Смуглая леди сонетов" Шоу (реж. А. Белинский), "Я. Касьянов" Жуховнц-кого (реж. Б. Ниренбург), "Теперь пусть уходит" Пристли (реж. С. Алексеев), "Левашов" по Симонову (реж. Л. Пчелкин), "За проходной" по Грековой (реж. Е. Радомысленский), "Перестань, Мадлен!" Тэсс (реж. В. Горбацевич), "Встреча" по В. Василевской (реж. В. Рыжков), "Кола Брюньон" по Роллану (реж. А. Гончаров), "Враги" по Казакевичу (реж. В. Беспалов). В Т. п. разрабатываются разл. жанры, создаются оригинальные программы (серии, обозрения, лит. т-р, импровизации с участием зрителей и т. п.). В Т. п. используются методы документального телевидения, порой актеры вводятся в ситуации подлинной жизни. Техника телевидения предоставляет возможность сохранять телеспектакли, телефильмы, широко их распространять. Лит.: Ю p e н е в Р., Фильмы-спектакли, в сб.: Вопросы киноискусства, М., 1955; Ю p о в с к и и А., Специфика телевидения, М., 1960; Тамарин Б., Показ театральных спектаклей из телевизионной студии, М., 1960; Ф и л д С., Как писать для радио и телевидения, М., 1962; Мастерство телевизионного режиссера, М., 1962, пер. с англ.; С а п п а к В., Телевидение и мы, М., 1963; 3 у б к о в а Е.,На перекрестке трех искусств, "Театр", 1962, ј 7; К а-р я г и н А., Кино, театр. телевидение сегодня и завтра, в сб.: Вопросы киноискусства, вып. 7, М., 1963; Н е п о м н я-щий В., Откровение из Свердловска, "Театр", 1964, ј 1; Глебова Т., Кто ты есть, телевизионный драматург?, там же, 1964, JsTa 2; К p ы м о в а Н., Телевидение и первая книга о нем, "Новый мир", 1964, ј 2; Изображение, говорящее на твоем языке, пер. с нем., М., 1965; Колосове., Последняя страница большой жизни, в сб.: Режиссер, учитель, друг, М., 1966; Зарубежные авторы о радио и телевизионной драматургии. Сб. статей, М., 1965; Телевизионный редактор. Сб. статей, М., 1966. А. Дон.