ТИМОШЕНКО И БЕРЕЗИН
ТИМОШЕНКО И БЕРЕЗИН - сов. артисты эстрады. Нар. арт. Укр. ССР (1960). Тимошенко Юрий Трофимович (р. 2. VI. 1919), Б е р е з и н Ефим Иосифович (р. 11.XI. 1919). Окончили Киевский театр. ин-т (1941), где с успехом конферировали на институтских вечерах. Первую программу "Давайте не будем", где Т. выступал в роли милиционера, а Б. - театрального осветителя, показали еще будучи студентами. В годы войны выступали в Ансамбле песни и танца Юго-Зап. фронта. Образы-маски Милиционера и Осветителя уступили место напористому повару Галкину (Березин) и хитроватому банщику Мочалкину (Тимошенко), разыгрывавшим сценки и исполнявшим веселые, злые куплеты. После войны (с 1946) Т. и Б. снова выступали с конферансом в образах Милиционера (Тимошенко) и склонного к риторике Монтера (Березин). Диалоги артистов были построены на споре; черты резонерства у Березпна и яркая комедийность у Тимошенко часто переходили в патетику и лирику. Актеры создавали образы своих современников-патриотов, протестующих против реакционных явлений. Вскоре они отказались от своих костюмов - милицейской формы и монтерской спецовки, ограничивавших развитие характера их героев, и стали выступать в обычных пиджачных костюмах под комич. псевдонимом - Штепсель (Бере-знн) и Тарапунька (Тимошенко). Т. и Б. своим конферансом объединяют отдельные концертные номера в цельное представление, но шутки, миниатюры, интермедии этого эстрадного дуэта выходят за пределы конферанса и являются самостоятельными номерами программы. Репертуар Т. и Б. (осн. авторы В. Бахнов и Я. Костюковский) злободневен, остро ставит разл. темы. Артисты осмеивают бюрократов, взяточников, очковтирателей, демагогов. Соединение рус. (Березин) и укр. (Тимошенко) языков помогает использовать богатство юмора обоих народов, иллюстрирует их дружбу, подчеркивает различие изображаемых актерами характеров. Среди программ Т. и Б. в 50-60-х гг.-"Двадцать с гаком". Т. и Б. неоднократно снимались в кино. Тимошенко удостоен Гос. пр. СССР (1950, фильм "Падение Берлина"). Лит.: Бахнов В., Костюковский Я., Тара-пунька и Штепсель, М., 1957; Мартич Ю., Откуда возникает искра, "Театральная жизнь", 1964, ј 6; Дмитриев Ю., Двадцать с гаком, "Театр", 1955, ј 5. М. 3.