ТОМОЕСИ МУРАЯМА
ТОМОЕСИ МУРАЯМА - см. Мураяма Томоеси. ТОМПУРИ (Tompuri), Элли (20.1.1880-1962)-фин. актриса. Училась в Париже (Т-р Антуана), в Вене ("Бургтеатр") и др. В 1900-02 - актриса Финского Нац.т-ра (Хельсинки), в 1903-04 - актриса Шведского т-ра (Хельсинки), в 1904-05 - актриса и директор Таммерфорсского т-ра. В 1919-20 была организатором и директором т-ра "Свободная сцена" (Хельсинки). Автор книг и мемуаров. Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Кир-сти ("Смерть Элины" Нюмерса), Нора; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Медея (о. п. Еврипида) и др. Выступала с чтением стихов в США, СССР, Германии, Франции и др. Соч.: Minun tieni, Hels., 1942, Mihin paattyki tie?, Hels., 1944; Sammumattomia tahtia, Hels., 1950, и др. С. Л. ТОМСКИЙ, Александр Романович [р. 3(16).1.1905]- рус. сов. артист балета и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947). В 1923 окончил вечерние курсы при Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Мессе-рера). В 1923-27-артист балета Свободной оперы (Москва), в 1927-29-солист балетной труппы Моск. т-ра оперетты, в 1929-41 - артист балета и балетмейстер в т-рах оперы и балета гг. Свердловска, Харькова, Саратова, Перми, Куйбышева, Ташкента, где пост.: "Красный мак"; "Корсар" Адана и Пуни и др. В Т-ре оперы и балета им. Навои пост. первый узб. балет "Шахида" Таля (1939). В 1941-48-балетмейстер и танцовщик Муз. т-ра им. Станиславского и Не-мировича-Данченко, в 1948-51-артист балета Большого т-ра, в 1957-58-художеств. руководитель балетной труппы этого т-ра, в 1951-54 - художеств. руководитель балета Моск. эстрады, в 1960-62- гл. режиссер муз. вещания Центр, телевидения. В 1962-64 - зам. художественного руководителя балетной труппы Муз. т-ра им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. С ноября 1964-управляющий балетной труппой Большого т-ра. . Пост. за рубежом: Чехословакия - "Бахчисарайский фонтан" (1954), "Лебединое озеро" (1955), "Каменный цветок" (1958); Польша - "Каменный цветок" (1961); Чили - "Лебединое озеро" (1962). А. Дин. ТОНАДИЛЬЯ (tonaldil-la) - жанр исп. театр. представления. Возник из песенно-танцевального номера (tonada), открывавшего комедию или исполнявшегося между действиями (17- нач. 18 вв.). К середине 18 в. Т. формируется как самостоятельный театральный жанр. Представляет собой вокально-муз. и танц. представление с несложным сюжетом. По содержанию и по форме Т. была нар. жанром, пользовавшимся популярностью у демократич. зрителя и отрицавшимся аристократич. публикой. В нар. бытовых сценках нередко содержались сатирич. выпады против господствующих классов, против распространенной в то время галломании. Музыка и танцы были народными или создавались композиторами на основе муз. фольклора. Первая Т. "Трактирщица и погонщик" приписывается комп. Л. Мисону; она пост. в 1757 в Мадриде. Кроме Мисона, к-рый за 10 лет сочинил 180 Т., -в этом жанре выступали комп. М. Пла, А. Герреро, А. Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна (автор св. 800 Т.), X. Вальедор. В большинстве случаев они писали также и либретто; среди драматургов-либреттистов известны Р. де ла Крус. Л. Ф. Комелья, С. Васкес. В конце 18 в. на Т. сказалось влияние итал. компч. оперы. В числе исполнителей Т. видные актеры: X. Ладвенант, М. и Т. Гарридо, М. А. Фернандес ("Ла Карамба"), М. Ладвенант, М. Гарсиа и др. К сер. 19 в. Т. сошла со сцены, оказав значит, влияние на др. малые жанры исп. т-ра, в частности на сарсуэлу. Лит.: Cotarelo y Mori E., Coleccion de entremeses, loas, bailes, jacaras y mojigangas desde fines del siglo XVI a mediados del XIX, v. 1-2, Madrid, 1911; его же, Historia de la Zarzuela, Madrid, 1934; P e d r e l l F., Teatro lirico espanol anterior al siglo XIX, v. 1-2, La Coruna, 1897- 1898; Subira J., La tonadilla escenica, v. 1-3, Madrid, 1928-30; его же. Tonadillas teatrales ineditas, Madrid, 1932. . П.