ТРАМ
ТРАМ (Театр рабочей мол одеж и)- рус. сов, театр преимущественно самодеят. или полу-проф. типа. Широкое театр. движение, получившее развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России, на Украине, в Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11 Т., к 1930 количество их возросло До 70 (наиболее значит, в Ленинграде, Москве, Ростове, Иванове, Воронеже, Перми, Владивостоке, Свердловске, Самаре, Баку, Харькове, Минске и др.). В нач. 30-х гг. возникли новые Т. - отраслевые, районные, заводские, колхозные и совхозные, пионерские, а также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках. В деятельности Т. нашли выражение огромная тяга сов. молодежи к иск-ву, ее художеств. активность. Значение Т. - в тесной связи с комсомолом, в горячем стремлении создавать агитационно-полнтич. спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в духе борьбы за социализм. Вся деятельность Т. пронизана энтузиазмом, высокой романтикой дел и стремлений комсомольцев. Т. обращались к насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы, социа-листич. соревнование, интернац. воспитание, вопросы морали, культурной революции, они освещали злободневные вопросы, текущую жизнь предприятий. Спектакли "трам-ядра" на предприятии популяризировали передовиков, осмеивали отстающих, агитировали и мобилизовывали на выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах, в заводских клубах. А. В. Луначарский писал, что Т. "...является агитационно-пропагандистским институтом...", что он должен стать "...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..." ("Искусство", 1929, ј 5-6, с. 18). Т. выдвинули много ярких, интересных актеров, режиссеров, художников, композиторов. С Т. связано начало творческого пути актеров - В. Д. Доронина, В. Р. Соловьева, режиссеров-Б. И. Равенских, Ф. Е. Шишигина, композиторов - И. И. Дзержинского, Д. Д. Шостаковича, художников- И. Н. Вусковича, В. В. Дмитриева, киноактера Н. А. Крючкова, кинорежиссера И. А. Савченко. Противоречия трамовского движения, а впоследствии его кризис были обусловлены отказом от полноценной драматургии, противопоставлением Т. проф. т-рам. Спектакли Т. строились в основном на сценариях и вначале носили полуимпровизационный характер. Одним из гл. творч. тезисов руководителей Т. было требование к исполнителю (рабочему - юноше, девушке) играть самого себя, исполнитель роли должен был занимать по отношению к персонажу позицию либо "прокурора", либо "адвоката". Отсюдаориентация на упрощенность, схематизм в изображении человека, игнорирование принципа "перевоплощения". Сценич. средства, к-рыми пользовались актеры Т., были близки приемам "Живой газеты", "Синей блузы". Многие принципы Т. были связаны с теорией Единого художественного кружка, с Пролеткультом. Режиссеры спектаклей Т. щедро пользовались броскими и острыми сценич. приемами, стремились к максимальной доходчивости, публицистичности (широко использовались наплывы, прямое обращение к зрителям, музыка). Родоначальник Т.- Ленингр. т-р рабочей молодежи (см. Т РАМ ленинградский) был создан в 1925 на основе самодеят. коллектива, работавшего при Доме коммунистического просвещения им. Глерона (в 1928 т-р стал профессиональным). Ленингр. Т. оказал большое влияние на все трамовское движение и его репертуар был повторен мн. коллективами. Художеств, метод Ленингр. Т. и общие принципы трамовского движения подверглись обсуждению на Всесоюзной трамовской конференции, а также на первом и втором пленумах Центр, совета Т. в 1929. В результате усилилась связь Т. с профсоюзной самодеятельностью, но еще долгое время давало о себе знать пренебрежение художеств. мастерством, влияние Пролеткульта. В Москве работало одновременно неск. Т.: Центральный, Замоскворецкий, Рагожско-Симоновского района. Моск. центральный Т. был организован в 1927 (см. Московский театр имени Ленинского комсомола). Еще раньше, в 1926, возник Замоскворецкий Т., сразу попытавшийся, в отличие от др. Т., установить связь (хотя и не во всем удачно) с литературой, драматургией, привлечь опытных режиссеров-реалистов. Здесь был показан спектакль "Поход 10 тысяч" по роману Серафимовича "Железный поток" (1927). К руководству были приглашены Б. Е. Захава и И. М. Толчанов, подготовившие "Вечер отрывков из классических произведений". Трамовское движение достигло наибольшего размаха в нач. 30-х гг. Среди лучших коллективов на Всесоюзной олимпиаде самодеят. иск-ва (1932) были отмечены моек. Центр. Т., Китайский Т. (Владивосток) и др. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" со всей остротой встал вопрос о творч. перестройке Т. 4-й пленум Центрального совета Т. наметил задачи перестройки. В решениях пленума подчеркивалось, что пренебрежение драматургией было коренной ошибкой, к-рую необходимо исправить, надо создать конкретные образы героев социалистич. строительства, преодолевая поверхностную, схематическую трамовскую драматургию. Встал вопрос о нецесообразности существования особого трамовского движения. Самодеят. коллективы были переданы в ведение профсоюзов; проф. Т. (к 1932 их насчитывалось двадцать) стали государственными. Коллективам Т. были предъявлены требования - овладеть теоретич. и проф. знаниями, ставить классику и произведения сов. драматургов, создавать художеств. реалистич. спектакли. Многие актеры были направлены в театр. уч-ща. В ленингр. Т., куда пришли проф. режиссеры В. П. Кожич и Н. С. Ра-шевская, началось изучение системы Станиславского. К творч. методу МХАТа обратился моек. Центр. Т., художеств. рук. к-рого с 1933 стал И. Я. Судаков. В 1936 ленингр. Т. был слит с Красным т-ром и получил название Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. На базе моек. Центр. Т. был создан в 1938 Моск. т-р им. Ленинского комсомола. Проф. учеба, пересмотр актерских составов, укрепление творч. руководства помогли многим Т. стать крепкими проф. коллективами (Т-р им. 20-летия ВЛКСМ - Куйбышев, Т. имени "Комсомольской правды"- Свердловск и др.). Часть коллективов была преобразована в ТЮЗы; Т., не решившие новых задач, рас' пались. Лит.: Маринчик П., Рождение комсомольского театра, [Л.-М., 1963]; Сборник материалов к III пленуму Центрального совета ТРАМОВ при ЦК ВЛКСМ, М., 1930; За ТРАМ. [Сост. И. И. Чичеров, вступ. ст. А. В. Луначарского], М., 1929; Луначарский А., ТРАМ и проблема социалистического театра, "Искусство", 1929, ј 5-6; его же. Искусство и молодежь. Сборник, М., 1929; 3 о г-р а ф Н., Театральная самодеятельность [1921-1929 г. и 1930-1934 г.], в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954. А.О.