О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Уа Уб Ув Уг Уд Уе Уж Уз Уи Уй Ук Ул Ум Ун Уо Уп Ур Ус Ут Уу Уф Ух Уц Уч Уш Ущ Уъ Уы Уь Уэ Ую Уя
 

УИЛЬЯМС

УИЛЬЯМС, Теннесси, Теннесси Уильяме [(Williams, Tennessee), наст. имя и фам.-Томас Л а н и р (Lanier); p. 26. III. 1914]- амер. писатель, драматург. Учился в Мпссурийском университете, который не закончил. В 1936- 1938 сблизился с труппой артистпч. молодежи "Мам-мерс" ("Фигляры", Сент-Луис), к-рая пост. ранние неопубликованные пьесы У. В 1944 в Чикаго пост. пьеса "Стеклянный зверинец", разрабатывающая близкую драматургу тему.- беззащитность чистых натур, неизбежность гибели добра и красоты в совр. мире. После драмы "Трамвай, именуемый "Желание1'" (1947, театр Барримор, Пулицеровская пр.) за драматургом упрочилась репутация "авангардиста". В пьесе "Лето и дым" (1948) У. показывает противоречия между физической и духовной жизнью человека. В драме "Татуированная роза" (1950, т-р "Эрлангер", Чикаго) звучат ноты социального протеста. Аллегорич. драма "Путь действительности" (1953, т-р "Мартин Век") показывает кризис дряхлеющей совр. цивилизации. Пьеса завершается оптпмистич. концовкой, драматург утверждает, что амер. народ сумеет разорвать паутину мракобесия и лжи. Грубость и дикость нравов жизни юж. амер. провинции, разлагающая власть денег об-личаются в пьесах "Кошка на раскаленной крыше" (1955, Пулицеровская пр.) п "Орфей спускается в ад" (1957, т-р "Продыосерс", Нью-Йорк; 1961, Т-р им. Моссовета, Москва). В драме "Ночь игуаны" (1962) и особенно в пьесе "Не надо благостных слов" (1963, т-р "Морско") усиливаются религиозные мотивы, выдвигается тема грядущего искупления человечества за пороки цивилизации. Творчество У. отражает противоречия в развитии совр. культуры США. В нем сказывается влияние пдеалистич. теорий, модернистской эстетики: безысходная тоска по чистоте и справедливости, неверие в их достижимость, почти сентиментальная нежность к обездоленным и беззащитным и в то же время - утверждение власти чувственности, зоологич. начала в человеке. Пьесы У. отмечены натуралистпч. зоркостью и социальной слепотой. Сложные противоречия мироощущения У. определяют эклектичность его художеств. метода. Драматург выдвигает теорию "пластического т-ра", по к-рой символы становятся естественным языком драмы, текст пьес является лишь "формулой существования спектакля". У. - мастер драматургич. миниатюры (одноактные пьесы в сб. "Американские блюзы", 1940; "Двадцать семь телег с хлопком и другие одноактные пьесы", 1945). Соч.: Four plays, L., 1956; в рус. пер.-"Орфей спускается в ад", "Иностранная литература", I960, .ј 7; "Стеклянный зверинец...", М., 1967. Лит.: 3 л о б и н Г., На сцене и за сценой, "Иностранная литература", 1960, ј 7, с. 199-210; его же, Современная драматургия США, М., 1965; Орлова Р., Потомки Гекльбери Финна, М., 1964; Л о у с о н Д. Г., [Статья], "Иностранная литература", 1962, .ј 8, с. 186-96; Gas-sner J., The theatre in our times, N. Y., [1955]; его же, Theatre at the crossroads, N. Y., 1960; F a 1 k S. L., Tennessee Williams, N. Y., 1962; Nelson В., Tennessee Williams. His life and work, L., 1961.