ФАРС
										ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые  мистерии "начинялись"  комедийными  вставками)  -  вид  нар.  т-ра,  получивший распространение в 14-16 вв. в большинстве зап.-европ. стран. Связанный в своих истоках с  нар.  обрядами  и  играми,  Ф.  имел  в  каждой  стране национально  своеобразный  характер.  Один  из  путей  формирования  Ф.- проникновение комедийно-бытовых элементов в ми-стериальное представление (см.  Мистерия).  Одновременно  Ф.  складывался  как  самостоят,  жанр, составляя наряду с моралите и соти репертуар театр. объединений горожан: камер  риторов,  "братства,  шутовских  обществ.  Демократич.,  массовый площадной жанр Ф. отличался жизнерадостным вольнодумством  нар.  иск-ва, реалистич.  конкретностью  в  воспроизведении  жизненных   явлений. Образы-маски Ф. (врач-шарлатан, ученый-педант, сварливая жена и т.  д.), лишенные  индивидуального  начала,  представляли  собой  первую  попытку создания социальных  типов.  В  Ф.  грубовато,  но  весело  изображались семейные  неурядицы,  осмеивались  глупость,  хвастовство,   широко использовались приемы внешнего комизма (драки, перебранки и т.  п.).  Ф. были насыщены буффонадой,  исполнены  презрения  к  высшим  сословиям  и феодально-религиозной  морали;  в  них  резко  обличалась  феодальная военщина, распутство  монахов,  мошенничество  чиновников,  сочувственно изображался простой люд. Но в то же время в рядеФ. отчетливо  проявились черты  бюргерской  идеологии  -  циничное  прославление  плутовства, бюргерской  деловой   изворотливости,   насмешливо-недоброжелательное отношение к крестьянам. Наибольшую известность получили  франц.  Ф.-  "Лохань",  цикл  Ф.  об адвокате Патлене и др. Традиции  нар.  Ф.  оказали  большое  влияние  на развитие демо-кратнч. направления во франц. актерском  иск-ве  (Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль,  Тюрлюпен  и  др.),  на  творчество  Мольера. Традиции итал. Ф. стали  основой  итал.  комедии  делъ  арте\  англ.  Ф. (интерлюдия)  нашел  претворение  в  комедиях  Шекспира;  исп.  Ф.-  в одноактных пьесах (пасос) Л. де  Руэды,  в  интермедиях  М.  Сервантеса; нем.Ф.-фастнахтшппль- получил лит. воплощение  в  творчестве  Г.  Сакса. Приемы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. В 19-20 вв. Ф. чаще всего не связан с нар. традицией. Это жанр  бурж. коммерч. т-ра - развлекат. комедии; построенные на чисто внешних  комич. приемах.  Однако  фарсовая  буффонада  окрашивает  мн.  остро  сатирич. произведения. Это особенно проявилось  во  франц.  драматургии  ("Король Убю" Жаррп, 1896, "Кнок" Ромена, 1923,  "Топаз"  Паньоля,  1928,  и  мн. др.). Немецкое народное фарсовое искусство оживает в  пьесах  Б.  Брехта "Швейк во второй мировой войне" (1943), "Господин Пунтила  и  его  слуга Мат-ти" (1948). Лит.:  История  западноевропейского  театра,  под  общ.  ред.  С.  С. Мокульского, т. 1, М., 1956; История французской литературы с древнейших времен до революции 1789 г., т. 1, М.-Л., 1946; Три  фарса  об  адвокате Пателене.М., 1951; Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France au  Moyen  age, pt. 2. Les comediens, P., 1885.