О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН

ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein), Вальтер (р. 30.V. 1901, Вена) - нем. режиссер оперных и драм. т-ров (ГДР). С 1923 - актер и реж. т-ров Любека и др. городов Германии. В 1932-34 - гл. реж. Кельнского оперного т-ра, в к-ром пост. оперы: "Парсифаль", "Риенци" Вагнера, "Риголетто", "Трубадур", "Кармен"; "Сельская честь" Масканьи, "Паяцы". В 1934-36 - реж. Франкфуртской оперы, где сенсационный успех имела его пост. оперетты "Летучая мышь" И. Штрауса. Из-за преследований фашистов был вынужден уехать в Швейцарию. Пост. в Цюрихе ряд спектаклей, в т. ч. оперу "Саломея" Р. Штрауса под упр. автора. В конце 30-х гг. Ф.- гл. реж. драматич. берлинского "Шиллер-театра"; пост. фильм-оперу "Фиделио" (совм. с X. Эйслером). В 1941 в Ахене осуществил пост. опер: "Фальстаф" Верди, "Тангейзер" Вагнера, "Свадьба Фигаро" (дирижер Г. Караян). С 1947 - худ. рук. т-ра "Ко-мише опер" в Берлине. Реалистич. реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры Станиславского и сформировались в борьбе с рутиной. Главное для Ф. в пост. оперного спектакля - органич. слияние музыки и драматич. действия. Музыка при этом является основой спектакля и определяет все сценич. выразит. средства. Пение понимается Ф. как "усиленная экспрессия". Отсюда - утверждение единства вок. интонации и пластического движения. От оперного артиста Ф. требует осознания характера героя, а также знания всей партитуры оперы. Ф. стремится добиться такого самочувствия артиста на сцене, когда пение становится для него необходимым и единств. способом выражения данной драматич. ситуации. Огромное значение придает Ф. осознанию муз. темпа (вплоть до мельчайших ритмич. долей). Эти требования предъявляются не только солистам, но и хору. Все декоративные элементы спектакля Ф. также под чиняет муз. драматургии. В основу пост. классич. опер Ф. кладет принцип "буквального прочтения" партитуры, т. е. освобождения произв. от мертвых оперных традиций, раскрытия подлинного авторского замысла. Ф. стремится определить в каждом спектакле черты современности. В пост. оперы "Отелло" Верди (1959)Ф. показал трагедию человека, сталкивающегося с бездушной античеловеческой действительностью. Остро современна пост. оперетты "Синяя Борода" Оффенбаха (1963) с гротескным образом диктатора - кровожадного обладателя пушек. Напряженная муз. драма и острая комедия наиболее характерны для аост. Ф. в т-ре "Комише опер". Лучшие плст.: "Кармен" (1949), "Свадьба Фигаро" (1950) "Вольный стрелок" Вебера (1951, Нац. пр. ГДР), "Волшебная флейта" (1954); "Лисичка-плутовка" Яначека (1956, Нац. пр. ГДР), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1958), "Бравый солдат Швейк" Курки (1960), "Проданная невеста"-(1960, Нац. пр. ГДР) и "Сон в летнюю ночь" (1961). В 1959 и 1965 посетил Сов. Союз вместе с театром "Комише опер". Член (1951), вице-президент (1959) Нем. академии иск-в (Берлин). Лит.: G o t z F., Walter Felsenstein. Weg und Werk, B., 1961; Комише опер (Сборник-буклет). Гастроли в СССР, М., 1965; Говорят деятели "Комише опер", "Сов. музыка", 1965, ј 10, с. 57-63; Сабинина М., Вальтер Фельзенштейн и его театр. "Муз. жизнь", 1965, ј 10. с. 18-19; Кузнецова И" Утверждение правды, "Сов. музыка", 1966, ј 2. г. Кар.