О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФЛЕТЧЕР

ФЛЕТЧЕР (Fletcher), Джон (декабрь 1579 - август 1625) - англ. драматург. Как драматург впервые выступил с пасторальной трагикомедией в духе Гварини - "Верная пастушка" (1608). В 1608-13 писал в соавторстве с Ф. Бомонтом; драматурги создали пьесы, положившие начало новому направлению англ. драмы 1-й четв. 17 в. Бомонт и Ф. были ведущими драматургами труппы "Слуги лорда камергера", игравшей в т-рах "Глобус" и "Блэкфрай-ерс". Для этой труппы Ф. писал также один и в сотрудничестве с Ф. Мессинджером и с др. драматургами. Бомонт и Ф. создавали пьесы разл. жанров, изобилующие острыми драматич. положениями, отличающиеся живостью действия. Они рисовали в своих пьесах мир, в к-ром утрачены моральные принципы и господствует погоня за наслаждением. Ф. написал трагедии: "Трагедия девушки" (совм. с Бо-монтом, 1610), "Бондука" (1611), "Валентиниан" (1614), "Тьерри и Теодорет" (совм. с Мессинджером, 1614) и др. В этих пьесах властители предстают как насильники, жестокие, коварные люди. Разгулу хищничества, эгоизма, аморальности авторы противопоставляют честь, как единственное средство сохранить человеческое достоинство. Ф. осмеивает буржуа-мещан в "Рыцаре пламенеющего пестика" (совм. с Бомонтом, ок. 1607), но изображает также в своих комедиях и пороки дворянской среды. Среди комедий Ф.: "Награда женщине, или Укрощение укротителя" (пародийное продолжение "Укрощения строптивой", 1611), "Щеголь" (совм. с Бомонтом, 1608-10), "Высокомерная" (совм. с Бомонтом, 1613-17), "Ум без денег" (1614), "Как управлять женой" (1624), "Испанский священник" (совм. с Мессинджером, 1622). Гл. тема этих пьес - любовь, ради к-рой герои прибегают ко всевозможным хитроумным уловкам. Комедии Ф. лишены лиризма, в них преобладают интрига (обманы и переодевание). Новаторством драматургии Ф. и Бомонта было развитие жанра трагикомедии: "Филастр" (совм. с Бомонтом, 1609), "Король и не король" (1611), "Влюбленный безумец" (1617), "Верноподданный" (1618), "Жена на месяц" (1624) и др. Трагикомедии Ф. овеяны духом романтики, в них изображаются сильные страсти, острые драматич. ситуации. Драматургия Ф. отразила кризис ренессансного гуманизма Англии, но мн. современники и особенно зрители 2-й пол. 17 в. в период реставрации монархии Стюартов отдавали предпочтение Бомонту и Ф., ставя их выше Шекспира. Однако после 17 в. популярность этих драматургов падает. На сов. сцене были пост. пьесы: "Испанский священник" (1934, МХАТ 2-й, Москва; 1954, Т-р им. Руставели, ТОилиси), "Укрощение укротителя" (1945, Т-р им. Ермоловой, Москва), "Как управлять женой" (1963, Т-р комедии, Горький) и др. С'оч.: The works, ed. by A. Glover and A. R. Waller, v. 1-10, Cambr., 1905-12 (совм. с Ф. Бомонтом); в рус. пер.-Пьесы, т. 1-2, M., 1965 (см. также ст. А. А. Аникста). Лит.: A p p l e t о n W. W., Beaumont and Fletcher, L., 1956; W a i t h E. M., The pattern of tragicomedy in Beaumont and Fletrher, New Haven, 1952; Leech C., The John Fletcher plays, L., 1962. Л. А.