О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФРИШ

ФРИШ (Frisch), Макс (р. 15.V.1911) - швейц. писатель, драматург. Пишет на нем. яз. Был журналистом. По окончании в 1940 Высшего технич. уч-ща (Цюрих) работал архитектором. Одновременно занимался лит. деятельностью. В своей первой пьесе "Санта-Крус" (1944, т-р "Шаушпильхауз", Цюрих, 1946) Ф. романтически воспевает несбыточные мечты. В пьесах "И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946, новая ред. 1955), "Когда закончилась война" (1949) (все пост. в "Шаушпильхауз") звучит страстный протест против милитаризма, фашистского мракобесия, осуждается тирания, стремление к поли-тич. и духовному подчинению народа. Наибольшую популярность получили антифашистская остро гротесковая "поучительная пьеса без поучения с эпилогом" "Бидерман и поджигатели" (1958, там же) и драма "Андорра" (1961, там же). В первой из них освещается центральная для творчества Ф. проблема ответственности человека перед обществом, показываются трагич. последствия отказа от борьбы, с поджигателями войны (эта мысль особенно подчеркивается в эпилоге, специально написанном для пост. пьесы в т-рах Зап. Германии). В "Андорре" Ф. утверждает, что распространению расистских идей способствуют трусость, ханжество, антисемитские предрассудки. В пьесах "Граф Одерланд" (1951), "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" (1953), "Великая ярость Филиппа Хоца" (1958) (все пост. там же) разрабатывается коллизия, в к-рой герои оказываются совсем иными, чем о них думают все, в т. ч. и они сами. На драматургию Ф. оказали влияние разл. по своим художеств. особенностям и философской направленности зап.-европ. и амер. драматурги, в частности Т. Уайлдер, однако решающим было влияние Брехта. Как и Брехт, Ф. считает, что театр. иск-во должно, развлекая, поучать, а гл. задача драматургии - побуждать зрителя мыслить самостоятельно, задавать себе вопросы о социальном устройстве совр. мира. Но в драматургии Ф. проявились гуманистич. скепсис, принципиальный отказ от окончательных выводов. На сов. сцене пост. пьесы "Бидерман и поджигатели" и "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" (1965, 1966, Моск. т-р Сатиры). Соч.: Stiicke, Bd. 1-2, Fr./M., 1962; в рус. пер.-"Господин Бидерман и поджигатели", "Иностранная литература", 1965, ј 5. Лит.: Зингерман Б., Заметки комментатора, "Театр", 1963, JSTg 4; ЗатонскийД., Homo Макс Фриш, "Иностранная литература", 1966, ј 4. Ii. ff