О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХАМЕРИК

ХАМЕРИК (Hamerik) (наст. фам.- Х а м м е-р и х; Hammerich), Асгер (8.IV. 1843 - 13.VII. 1923) - дат. композитор. Музыке учился у Н. Гаде л И. Гартмана в Копенгагене, у X. Бюлова в Берлине, у Г. Берлиоза в Париже. Автор симф. произв. и опер, среди к-рых: "Маленькая Тове" (на собств. текст, 1865, зал "Плейель", Париж), "Вендетта" (1870, Милан), "Путешественник" (1871, Венская государственная опера). Сын Х.-Эббе (5.ТХ.1898-15.VIII.1951) - дат. композитор, дирижер. Автор опер: "Степан" (1924, Майнц), "Леонардо да Винчи" (1939, Антверпен), "Мария Груббе" (1939, Копенгаген), "Попутчик" (1946, Копенгаген) и др.; балета "Диот чсия" (1927, Антверпен) и др. XAM3A, Хаким-заде Ниязи [22.11(6.111). 1889- 18.III.1929] - узб. сов. поэт, драматург, театр. деятель, композитор, актер. Основоположник нац. проф. драматургии и т-ра. Нар. поэт Узб. ССР (1926). В 1914-17 написал пьесы - "Отравленная жизнь", "Фируза Ханум", "Польза науки", "Проделки Норму хамеда домуллы", "Мухтарият, или Автономия", и начал работу над трилогией "Трагедия мобилизованных". Из этих пьес полностью сохранилась только первая, опубликованная в 1916. В эти годы X. стоял на просветительских позициях. Он боролся против феод. и религиозного гнета, отстаивал идеи просвещения народа, равноправие женщин. В 1915 организовал в Коканде полупроф. театр. труппу, к-рая ставила пьесы X. и азерб. драматургов. Приняв Октябрьскую революцию, X. посвятил свое творчество служению идеям Коммунистич. партии. В годы гражд. войны он создал свое лучшее произведение - драму "Бай и батрак" (1918), в к-рой показан путь узб. трудящихся к революции, рост их самосознания. Драма была пост. почти всеми узб. театральными коллективами. (В 1939 утерянный текст пьесы был восстановлен и обработан К. Яшеном и в том же году пост. на сцене Т.-ра им. Хамзы; реж. Ба-баджанов, Гафур - Хидоятов, Джамиля - Ишанту-раева). В 1917 X. создал в Фергане первый узб. сов. т-р, с к-рым выступал на фронтах гражд. войны. В это время пост. пьесы: тетралогию "Ферганские трагедии", трилогию "Трагедия мобилизованных", сатирич. комедии "Наказание клеветников", "Кто прав?", "Удочка" и др. В своих произведениях X. поднимал актуальные вопросы, показывал идейный л нравств. рост узб. трудящихся, создавал образы смелых, мужественных борцов-коммунистов. Тема освобождения трудящихся масс, победы революции в Туркестане тесно связана в творчестве X. с темой раскрепошения женщин Востока. В последний период драматургич. деятельности X. написал пьесы: "Прежние выборы", "Прежние казни, или Проделки Майсары", "Дело хозяйки притона, или Тайны паранджи" (все в 1926), в к-рых нарисовал яркую картину обществ, жизни в доре-волюц. Туркестане, и драму "Последние дни мирового капитала" (1927, к 10-летию Октября). Драмы X. отличаются острой конфликтностью, подчеркнутой тенденциозностью, динамичностью стиля. В наиболее зрелых своих произв. X. показал себя мастером со-циально-психологич. анализа. X. участвовал в организации и становлении почти всех узб. театр. коллективов эпохи гражд. войны, оказал огромное влияние на развитие нац. актерского иск-ва. Осн. режиссерские работы X.: "Бай и батрак", "Ферганские трагедии", "Трагедии мобилизованных". Важнейшие роли: Гафур ("Бай и батрак"), "коммунист Талаат ("Ферганские трагедии"), революционер Саидхан ("Трагедии мобилизованных"). Пламенный революционер и нар. трибун, X. вызывал страх и ненависть контрреволюционеров. Погиб от рук классовых врагов и религиозных фанатиков в селении Шахимардан. Соч.: Сочинения в 2 тт., пер., Таш., 1960 (т. 2. Пьесы). Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963; Вопросы узбекской советской лит-ры, Таш., 1959. М. Рах.