О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХАРАКТЕРНЫЙ АКТЕР

ХАРАКТЕРНЫЙ АКТЕР (франц. caractere, от греч. - отпечаток, своеобразие) - актер, исполняющий роли, отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым, внешним своеобразием. В 18 в. различали актеров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях, мещанских драмах и мелодрамах (трагедия требовала возвышенно-отвлеченной, внебытовой манеры игры). Среди крупнейших русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв.- А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов, А. Е. Пономарев, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, обществ, бытом. Актеры, стремясь к художеств. правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исто-рич., бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), В. В. Самойлов - в роли короля Лира, Л. П. Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза"). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в "характерной" роли Тихона ("Гроза") и П. М. Садовский в роли Любима Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагич. звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в т. ч.-героя, любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творч. индивидуальности актера. Г. Р.