О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХЕЙЕРМАНС

ХЕЙЕРМАНС (Heij'ermans), Герман (3.XII.1864, Амстердам,- 22.XI.1924, Зандфорт) - голл. писатель, драматург, журналист, театр. деятель. Лит. деятельность начал в 1892. Под влиянием пролетарского движения X. вступил в 1895 в социал-демокра-тич. рабочую партию Нидерландов. Дебютировал как драматург в 1893 пьесой "Дора Кремер", написанной под влиянием "Норы". Рассматривая иск-во и особенно т-р как средство отражения жизни, как оружие в борьбе против капиталистич. строя, за идеи социализма, X. выступал против эксплуатации трудового народа - гор. рабочих (одноактные пьесы 1898- 1900-х гг.- "Точка", "Номер восемьдесят", "Машина", "Майский день" и др.), рыбаков ("Благодатная"Надежда"", 1901 в рус. пер. "Гибель "Надежды""), крестьян ("В трудах и молитвах", 1903, одноактная пьеса "Крестьяне", 1903), шахтеров ("Gluck auf!", 1911). X. отстаивал право угнетенных людей бороться за свободу и человеческое достоинство, осуждал вооруженное подавление стачек ("Ответ", 1902), выступал против ханжеской морали бурж. общества, показывал истинное лицо церкви, поддерживающей капитали-стич. хищников ("Гетто", 1898, "Всех скорбящих", 1905), обличал бурж. семью ("Седьмая заповедь", 4899, "Звенья цепи", 1903, "Странная охота", 1907), лицемерие бурж. благотворительности ("Май - месяц цветения", 1904), бездушие чиновничества ("Праздник", 1906), античеловечность военщины ("Панцирь", 1902), полицейскую систему (одноактная пьеса "Статья 188", 1905). Впоследствии X. перешел на реформистские позиции;'в его мировоззрении и творчестве отразились противоречия рабочего движения в Нидерландах, зараженного оппортунизмом и анархизмом. В пьесах, написанных X. после 1910, выражена надежда на мирное решение классовых противоречий; социальные конфликты X. заменяет конфликтом отцов и детей и т. д. Гл. героем его пьес, исполненных пессимизма, становится мелкий буржуа ("Восходящее солнце", 1908, "Роберт, Бертрам и К", 1914, "Ева Бонер", 1917; "Мудрый кот", 1918). Последние пьесы X. проникнуты фантастикой ("Заря", 1920, "Летучий голландец", 1924, и др.). В 1912 X. реорганизовал и возглавил "Нидерландское театр. объединение", поставившее почти все его пьесы. В труппе под рук. X. работали видные голл. актеры: Л. Бауместер, Я. Мюс, X. Хоппер и др. X. участвовал также в организации "Kappe-театра" в'Амстердаме (1920). Пьесу X. "Агасфер" о черносотенных погромах в России (1893) и ряд других пост. "Свободный т-р" А. Антуана. Пьесы "Гибель "Надежды"" ("Благодатная "Надежда'4"), "Всех скорбящих" и "Седьмая заповедь" пост. на рус. и сов. сцене. Произв. X. входят в репертуар т-ров Нидерландов и др. стран Европы. Соч. (в рус. пер.): "Гибель "Надежды"", М., 1902; "Любовь в Гетто", Вильна, 1903; "Клятва", М., 1904; "В работе", М., 1904; "Основы брака", М., 1904; "Молись и трудись", М., 1906. Лит.: H u l l e m a n F., Heijermans herinneringen, Laren, 1925; Heijermans-Peers M., Met H. Heijermans in hemel en put, Utrecht, 1928; F l a x m a n S. L., H. Heijermans and his dramas. The Hague, 1954; Karsten G., H. Heijermans..., Amst.,1934. Вл. О.