О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХОДЖИКОВ

ХОДЖИКОВ, Кулахмет (р. 22.XI.1914)-казах, сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1966). В 1936 окончил Художеств, студию в Ленинграде. В 1931 начал работать в Казах. т-,ре драмы. Х.-рер-вый казах, театр. художник-декоратор. С 1943 - художник-постановщик на киностудии "Казахфильм". Оформил спектакли: "Енлик и Кебек" Ауэзова (1932), "Мстислав Удалой" Прута (1933), "Документ" Рахманкулова, "Хан Кене" Ауэзова, "Талтанбай" Май-лина (все в 1934), "Отелло" (совм. с М. Ускенбаевым и Симкиным, 1939), "Абай" Ауэзова и Соболева (эскизы костюмов), "Не все коту масленица" Островского (оба в 1940), "Евгения Гранде" по Бальзаку, "Марабай" Хусаинова, "Товарищи" Абишева (все в 1941), "Абай" Жубанова и Хамиди (1944) и др. К.Н. ХОДОТОВ, Николай Николаевич [2(14).11.1878- 16.II.1932]- рус. актер. С детства увлекаясь т-ром, участвовал в домашних и гимназич. спектаклях, позднее - в представлениях любительских трупп. В 1895 поступил на Драм. курсы Петерб. театр. уч-ща (класс В. Н. Давыдова), по окончании к-рых в 1898 был принят в Александрийский т-р. Хорошие сценич. данные, обаяние, красивый голос теплого тембра, передающий малейшие оттенки настроений сценич. персонажа, искренность и теплота исполнения сразу привлекли внимание к молодому актеру. Лирич. талант X. раскрылся в ролях Бо-родкина, Карандышева, Леля, Платона ("Не в свои сани не садись", 1898, "Бесприданница", 1900, "Снегурочка", 1900, "Правда хорошо, а счастье лучше", 1905, Островского). Большое влияние на молодого X. оказала его дружба с В. Ф. Комис-саржевской, творчество к-рой было проникнуто демократич. идеями, отличалось высокой гражданственностью. Ноты протеста, появившиеся в иск-ве X., наиболее отчетливо звучали в ролях молодых интеллигентов и особенно студентов (X. был любимым актером студенч. молодежи): Треплев ("Чайка", 1902), Беляев ("Месяц в деревне", 1903), Петя Трофимов ("Вишневый сад", 1905). Одной из лучших ролей X. был Жадов (1913). Однако протест X. носил пассивный, безысходный характер. Человечность, душевная открытость, чистота и благородство его героев осложнялись чертами неврастенич. надрыва. Огромным успехом пользовался X. в ролях Раскольникова и князя Мышкина ("Преступление и наказание" и "Идиот" по Достоевскому, 1907). Последняя роль принадлежала к лучшим созданиям артиста. X. раскрывал искренность, человеческую одаренность, душевную щедрость Мышкина. Отказываясь от изображения патоло-гич. черт персонажа, X. только в конце спектакля показывал, как возвращается к Мышкину, не выдержавшему тяжких потрясений, его болезнь. Среди крупнейших работ X. роли: царь Федор ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1914), Протасов ("Живой труп", 1911). Др. роли: Недыхляев ("Кручина" Шпажинского, 1898), Андрей Калгуев ("Новое дело" Немиро вича-Данченко, 1900), Освальд ("Привидения", 1907), Астров (1909), Гамлет (1911). X. вел концертную деятельность, к-рая имела ярко выраженную гражданственную устремленность. Совм. с пианистом Е. Б. Вильбушевичем X. создал новый эстрадный жанр мелодекламации. Среди его лучших работ на эстраде - "Буревестник" Горького, "Каменщик" Брюсова, "Море" Пушкина п др. Был постоянным и активным организатором разл. благотворительных концертов и вечеров в пользу рабочих и студенч. организаций. В 1908, следуя примеру Комиссар-жевской, X. открыл "Современный т-р" (просуществовал один год), где были пост. "Варвары" (играл роль Черкуна), "Рлоун" Куприна, "Бог мести" Аша и др. X. был известен и как драматург ("На перепутье", 1908, "Госпожа "пошлость"", 1909, "Красная нить", 1911, все в Александрийском т-ре). Занимался педаго-гич. работой: в 1909-12 преподавал на Драм. курсах Риглер-Воронковой, затем открыл свои Драм. курсы (1912-14). После Октябрьской революции продолжал работу в б. Александрийском т-ре (кроме перерыва по болезни в 1917-21). Наряду с исполнением своих старых ролей (Мышкин, царь Федор и др.) выступал также в пьесах сов. драматургов: Василий ("Виринея" Сей-фуллиной и Правду хина, 1926), Красильников ("Штиль" Билль-Белоцер-ковского, 1927), Иловайский ("Высоты" Либедин-ского, 1929). В 1929 оставил сцену. Соч.: Близкое-далекое, М.-Л., 1962; На перепутье, СПБ[1909]; "Госпожа "пошлость"", СПБ, 1909; Красная нить, СПБ, 1911. Лит.: Юрьев Ю. М. Записки, т. 1-2, Л. - М. 1963; Малютин Я. О. Актеры моего поколения Л.-М., 1959. Юл, р Х ОДУЛОВ, Дмитрий Федорович [р. 2(15).VIII. 1912] - якут. сов. актер. Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва, деп. и член Президиума Верх. Совета ЯАССР 5-го созыва. По окончании драм. студии при Якут. муз.-драм. т-ре им. Ойунского был принят в труппу т-ра (1934) (ныне Якут. муз.-драм. т-р им. Ойунского). Начав выступать в эпизодич. ролях во время занятий в студии, X. уже в первые годы работы в т-ре (1935) сыграл одну из центр, ролей (Николая) в пьесе "Братья" Ефремова, раскрыв сложность, противоречивость и самобытность этого персонажа. Вскоре X. занял ведущее положение в коллективе. Он играл роли: Белого шамана ("Красный шаман" Ойунского), Петра ("Любовь" Сафронова). Знание нар. жизни и занятия с рус. режиссерами обогатили молодого актера. Он создал галерею образов, отмеченных широтой диапазона, глубиной социальной и психоло-гич. характеристики, историч. достоверностью. Актер ищет выразительные и рельефные приметы образа - жест, походку, мимику, ритм, манеру речи, грим. Его герои в произв. якут. совр. драматургов отличаются нац. своеобразием, демократичностью: легендарный юноша Лоокут ("Лоокут и Ньюргусун" Сметапина), первые якут. коммунисты, волевые, мужественные - Джуур ("Кузнец Кюкюр" Сивцева), Чоркин, пред. колхоза Иван ("Человек" и "Разрыв сетей" Морди-нова), бунтарь, борец за нар. счастье Манчары (о. п. Протодьяконова). В острой манере играл X. роль деспотичного Эксюкю ("Айаал" Сивцева). Среди лучших работ X.: Платон Кречет; Сафонов ("Русские люди"), профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Егор Булычев, Сатин, Несчастливцев; Правдин ("Недоросль"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду). В 1955 X. исполнил роль Отелло, утверждая гуманистич. идеи, присущие трактовке этого образа на сов. сцене. С 60-х гг. X. занимается режиссурой; пост. спектакли: "Сыгый Кырынастыр" Избекова (1962), "Красный шаман" Ойунского (1963). Выступает как мастер худож чтения. Лит.: M а к с и м о в Д., С м о л я p В., Народный артист, Якутск, 1965. M. Лифш.