О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХОЛЬБЕРГ

ХОЛЬБЕРГ (Но1Ьег),Людвиг (3.XII.1684, Берген,- 28.1.1754, Копенгаген) -дат. драматург. Основоположник дат. лит-ры и театр. иск-ва нового времени, деятель скандинавского Просвещения. В 1704 окончил Копенгагенский ун-т. С 1714 был профессором этого ун-та. В 1722-28 написал 27 комедий для осн. в 1722 Датского т-ра, после 1747 - еще 6 комедий. В своих драматич. произв. X. создал реа-лнстич. картины политич., социальной и духовной жизни дат. общества, показал представителей всех обществ. слоев. Он обличал паразитизм дворянства, его спесь и презрение к труду ("Дон Рану до де Колибрадос, или Верность и гордость", 1722), космополитизм, галломанию ("Жанде Франс, и.ш Ханс Франдсен", 1722), выступал против, бурж. стяжательства ("Одиннадцатое июня", 1724, "Краткое девичество Перниллы", 1727), высмеивал бурж. среду, ее духовную ограниченность, невежество, мещанское самодовольство, ханжество ("Оловянщик-политикан", 1722, "Мастер Герт Вестфалец, или Болтливый цирюльник", 1722; "Комната роженицы", 1724; "Суетливый", 1731). В комедиях "Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат" (1724) и "Дидерик-Пугадо" (1725) X. создал образы хвастливых, трусливых военных, имена к-рых, как и мн. др. персонажей X., стали нарицательными. В пьесах X. выведены также псевдоученые схоласты, безграмотные врачи и адвокаты, недоучки-латинисты ("Эразмус Монтанус, или Расмус Берг", 1747; "Счастливое кораблекрушение", 1754; "Якоб фон Тибое"). Особое место в творчестве X. занимает комедия "Йеп-пе с горы, или Превращенный крестьянин" (1722), в к-рой с гневной горечью рассказывается о крестьянине, задавленном нуждой, бесправием и непосильным рабским трудом. Симпатии X. на стороне народа, представители к-рого изображаются в его пьесах веселыми, остроумными, находчивыми, презирающими своих господ. Эти национально самобытные образы переходят из одной комедии в другую. Комедии X. написаны в соответствии с законами клас-сицистской эстетики, но персонажи и среда изображаются в них с реалистич. бытовой конкретностью. Сатирич. острота достигается X. с помощью гиперболизации отрицательных явлений, последовательного разоблачения объекта сатиры. Эстетич. взгляды X. получили выражение в интермедиях: "Похороны датской комедии" (1727) и "Новогодний пролог" (1733). Комедии X. были хорошо известны и многократно ставились в России в 18 в. В Дании и Норвегии они остаются основой нац. репертуара. Творчество X. получило высокую оценку К. Маркса и Ф. Энгельса. Соч.: Comoedierne og de populaere skrifter, bd l-6, Kbh., 1922-25; в рус. пер.- Гейнрих и Пернилла, СПБ, 1760; Превращенный мужик, СПБ, 1765; Плутус, или Спор между бедностью и богатством, СПБ, 1765; Гордость и бедность, М., 1774; Оловянщик-политик, М-, 1830; Комедии, Л.-М., 1957 (см. вступит, статью А. Гозенпуда). Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,М.-Л., 1930, т. VI ("Перемирие с Данией", с. 419-31); История западно-европейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957; Б p а н д e с Г., Лудвиг Гольберг, Соч., т. 3, ч. 3, 2 изд., СПБ, [1906]; В r i x H., Ludwig Holbergs komedier, Kbh., 1942; Brandes E., Holberg- og- hans scene, Kbh., 1898; R a h b e k K. L., Om Ludwig Holberg som Lystspil-digter og om hans Lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; P r u t z R., L. Holberg, sein Leben und seine Schriften, Stutfcg., 1857; L e g r e I l e A., Holberg, considere comme imitateur de Moliere, P., 1864. Вл. М.