ЦЕНЗУРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
										ЦЕНЗУРА ТЕАТРАЛЬНАЯ (лат. censura, от censeo - оцениваю) - надзор  со стороны органов власти за содержанием драм. произв. и всех видов  театр. зрелищ.  Официально  учреждения,  ведающие  надзором,  стали  называться цензурой в 18 в. Ц.  т.  возникла  одновременно  с  формированием  проф. театр. иск-ва. Отдельные цензурные ограничения  появились  еще  в  Др.  Греции.  Они сводились гл. обр. к запрещению выпадов против отдельных  людей.  Однако эти запреты не всегда соблюдались (напр., в комедиях Аристофана). В  Др. Риме цензура усилилась - рим. драматург  Невий  (3  в.  до  и.  э.)  был арестован и выслан за  сатирич.  выпады  против  Сципионов  Метеллов.  В средние века, когда в руках  церкви  сосредоточились  мн.  функции  гос. власти, Ц. т. фактически осуществлялась представителями духовенства.  Во мн. зап.-еврои. странах Ц. т. стала систематич. с 15 в. В Испании цензура была в ведении Совета  инквизиции,  к-рый  обсуждал опубликованные или пост. пьесы и имел право их  запрещать.  Периодически издавались списки (индексы) драм. произв., подлежащих изъятию. Цензурные ограничения особенно усилились  при  короле  Филиппе  II.  В  1559  были запрещены представления в церквах, в 1597- вообще все  представления  (в 1600 запрет отменен). Во Франции Карл VI указом 1402 предоставил монополию на выступления в столице "Братству страстей господних" при условии  подчинения  его  трем специальным  королевским  чиновникам,  занимающимся  цензурой.  Театр. представления в 15 в. подвергались предварит, просмотру,  и  если  глава труппы не соблюдал предписания властей, его штрафовали. В 1514  в  Лилле был издан декрет, запрещавший показывать со сцены  в  комич.  виде  особ королевского  рода.  В  1538  франц.  парламент  обязал  "базошей"  (см. "Базо-ши") представлять на  просмотр  экземпляр  пьесы  за  15  дней  до премьеры. В 16-17 вв. функции Ц. т.  исполняли  местные  власти:  в  Испании  - коррехидоры, затем алькальды, в Германии - представители магистратуры, в Англии - лорд-камергер, подчиненный Тайному совету и Звездной палате, во Франции делами цензуры занимались парламент, королевские чиновники. В Испании в сер. 17 в. были запрещены пьесы из жизни святых. Во Франции в 1609 начальник полиции издал  распоряжение,  запрещающее т-ру "Бургундский  отель"  показывать  пьесы,  не  получившие  одобрения королевского прокурора. В 1641 Людовик XIII отменил предварит.  цензуру, учредив лишь  последующий  контроль  (в  1701  Людовик  XIV  вновь  ввел предварит, цензуру), однако 1-я ред. комедии "Тартюф" была запрещена  до ее пост. (по требованиям цензуры пьеса переделывалась трижды, а  в  1657 по настоянию духовенства была запрещена).  В  18  в.  цензура  запретила "Магомета" Вольтера, "Ка)ла IX" Шенье, неоднократно запрещалась  комедия "Женитьба Фигаро" Бомарше. Во время Франц.  бурж.  революции  Законодательное  собрание  в  1791 отменило цензуру. Но в янв. 1793, после пост. спектакля  "Друг  законов" Лейя "Т-ром нации", направленного против якобинцев, против Робеспьера  и Марата, осмеянных под вымышленными именами, Конвент восстановил контроль над спектаклями. В отсталой полуфеодальной Германии  18  в.  цензура  боролась  против распространения  идей  Просвещения,  Франц.  бурж.  революции.  Наиболее полное выражение эти идеи получили в свободолюбивых драмах  Ф.  Шиллера. Драматург  был  вынужден  вносить  значит,  изменения  в  текст  драм "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе",  "Орлеанская  дева",  "Вильгельм Телль". В Англии в 1737 парламент принял закон о Ц. т., вызванный  пост. сатирич. пьес в жанре "репетиции" - "Пасквин" и "Исторический  календарь за 1736 год" Филдинга. Согласно этому закону, ни  одна  пьеса  не  могла быть пост. без предварительного просмотра лордом-камергером. С конца  18 в. в связи с социальными изменениями, растущими революц. настроениями  в стране, Ц. т. стала особенно строгой. После контрреволюц. переворота во Франции 9 термидора были  запрещены пост. пьес якобинского репертуара.  С  нач.  19  в.,  в  годы  правления Наполеона, бурж. гос-во, опираясь на  широко  разветвленный  бюрократич. аппарат,  сделало  цензуру  одним  из  орудий  борьбы  со  свободами, завоеванными народом в ходе революции. Революция 1830 уничтожила Ц.  т., но уже в 1832 она была восстановлена правительством  Луи  Филиппа  после пост. драмы "Король забавляется"  Гюго,  в  к-рой  содержится  призыв  к борьбе, мести коронованному тирану. В 1835 т. н.  "сентябрьские  законы" вновь ввели предварит, цензуру. Среди запрещенных пьес этих лет:  "Робер Макер" Фредерика-Леметра (совм. с др. авторами), "Ветрен" Бальзака. Ц. т. упразднялась во время  революции  1848  (восстановлена  в  1852 правительством Второй империи). В 1884 был издан закон,  предоставлявший право разрешения и запрета  спектаклей  мэрам  городов,  а  в  Париже  - префекту полиции. В обществ, жизни Англии  с  нач.  19  в.,  когда  утвердились  реакц. политич. и идеологич. тенденции, резко усилились цензурные  притеснения, к-рые привели к отрыву драматургии и театр. иск-ва от лит-ры.  Драматург Э. Булвер-Литтон в предисловии к своим пьесам (1841) писал, что не  имел возможности касаться в них сколько-нибудь значит,  политич.  проблем.  В 1843 была отменена театр. монополия, однако цензура сохранилась. В Германии  после  революции  1848  гнет  цензуры  возрос.  Особенным преследованиям подвергались драматурги, входившие в лит. группу "Молодая Германия". До  объединения  Италии  (в  1870)  в  разрозненных  итал.  гос-вах, находившихся под разл. иноземными влияниями, формы Ц. т. были разными. В Риме под руководством папы Пия  VII  работала  в  тесном  содружестве  с полицией группа цензоров из духовных лиц, в  обязанности  к-рой  входило наблюдение за  "пристойностью"  спектаклей.  Руководители  театр.  трупп (капо-комико)  представляли  тексты  пьес  для  просмотра  специальному чиновнику. В Неаполитанском королевстве при каждой труппе были учреждены королевские комиссии, осуществлявшие контроль над текстом  пьес,  театр. костюмами и т. д. После декрета 1811 копии всех пьес,  идущих  в  т-рах, должны были храниться в министерстве полиции. В Пьемонте цензурой  ведал чиновник или уполномоченный, назначаемый министерством  внутр.  дел.  Во время  франц.  господства  (с  1800)  цензура  стала  одним  из  звеньев полицейской системы Наполеона. Однако по  сравнению  с  австрийской  она была относительно либеральной - не дозволялись лишь пьесы, которые могли повредить франц. интересам или были направлены лично против  императора. После крушения Наполеоновской империи (1814), возвращения  австрийцев  в Ломбардо-Венецианскую  обл.,  Тоскану,  Парму  утвердилась  жесточайшая феодальная и клерикальная реакция и  были  отменены  все  послабления  в области  цензуры;  в  Милане  был  закрыт  прогрессивный   журнал "Кончильяторе", возглавляемый драматургом С. Пеллико, в 1820 в Ломбардии запрещены пост. свободолюбивых трагедий В. Альфьери. Цензурные строгости усиливались в связи  с  обострением  борьбы  за  нац.  независимость.  В Тоскане цензура наложила запрет на пост.  пьес:  "Джованни  да  Прочида" (1831),  "Арнольд  Брешианский"  (1843)  Никколини,  "Кай  Гракх"  Монти (1847). В 1867 министерство внутр. дел издало инструкцию, согласно к-рой спектакли могли быть запрещены за разжигание вражды между  общественными классами, оскорбление личности монарха, представителей дружеств.  держав и  др.  Актриса  А.  Ристори  в  своих  мемуарах  (изд.  1888)  писала: "Патриотические сюжеты были  совершенно  запрещены...  пересмотренные  и исправленные  пьесы  становились  бессмысленными  и  теряли  всякий интерес...". В Испании при  Фердинанде  VII,  возглавившем  феодально-клерикальную реакцию, свирепствовала духовная и светская цензура. Фердинанд VII изъял из  репертуара  т-ров  трагедии  "Атаульф"  Сааведры,  "Вдова  Падильи" Мартинеса де ла Росы, комедию "Когда девушки говорят "да"" Л. Фернандеса де Мо-ратина. После революции  1820-23,  когда  мн.  ее  участники  были казнены,  брошены  в  тюрьмы,  эмигрировали,  цензурный  гнет  достиг неслыханной силы (гл. театр. цензором йыл монах Ф. Каррильо  -  духовник приговоренных к смертной казни). В числе запрещенных пьес этого  времени - трагедия "Родриго, последний готский  король"  Хиля-и-Сарате,  комедии "Чудеса пренебрежения" Лопе де Вега, "Час от часу не легче" Кальдер она. В  период  империализма  Ц.  т.  оберегает  театральное  иск-во  от проникновения  прогрессивных  идей,  охраняет  мещанскую  мораль  и нравственность. Установление фашистской  диктатуры  в  Италии,  Испании, Германии превратило Ц. т. в орган  террора,  тормозящий  развитие  т-ра. Запрещению подвергались  пьесы  авторов-антифашистов  (напр.,  "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, пьесы Б. Брехта), пьесы, написанные  евреями  или посв. евреям, в т. ч. классика ("Саул"  Альфьери).  Во  время  оккупации Италии  нем.  фашистами  были  запрещены  пост.  пьес,  авторы  к-рых принадлежали к нациям, воюющим с Германией (Шекспир, Шоу) и др. В  совр. капиталистич.  странах  цензурная  деятельность  гос.  властей  обычно сочетается  с  духовной  цензурой,  особенно  влиятельной  в  странах католицизма. Ц. т., как правило, строже, чем цензура в  области  лит-ры: пьесы, разрешенные к печати,  нередко  запрещаются  для  пост.  в  т-ре. Цензура распространяется на актерское исполнение, театр. костюм и т.  д. Задача бурж. цензуры - сохранение  и  упрочение  существующего  обществ, строя. В колониальных и зависимых от др. гос-в странах  Ц.  т.  находится  в зависимости от чужеземных властей. Ее гл. цель - помешать театр.  иск-ву стать средством борьбы за нац. освобождение. В бурж.  странах  наряду  с прямым цензурным надзором существуют косвенные формы контроля, при к-рых драм. произв., неугодные правящим кругам,  не  подвергаясь  официальному запрету, не допускаются на сцену. И. С. Ц. т. в России появилась в 18 в. одновременно с  возникновением  гор. демократич.  т-ра.  В  1750  в  правительственном  указе,  разрешающем представление  "комедий"  в  частных  домах,  содержалось  уже  первое цензурное ограничение - было запрещено выводить  на  сцене  духовенство. Цензуру пьес, предназначенных к пост. в гос. публичном т-ре в Петербурге (учрежден в 175В), осуществлял директор т-ра  (первая  дошедшая  до  нас виза, разрешающая пост.  спектакля,  относится  к  1766),  а  с  1799  - специальный цензор и др. должностные лица при  театр.  дирекции.  В  др. городах надзор за театр. зрелищами и нар. увеселениями был  возложен  на полицейские  управы.  Полицейский  устав  1782  утвердил  преследование сочинений, содержавших  слова  и  поступки,  противоречившие  "закону  и нравственности". В 18 в. гонениям цензуры подвергались сатирич.  комедии Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль",  ан-титиранич.  трагедия  Н.П. Николева "Сорена и Замир"; не получили сценич. воплощения комедии И.  А. Крылова  "Кофейница"  и  "Триумф"  ("Подщипа"),  мн.  пьесы  искажались купюрами. В 1793 по  приговору  сената  была  сожжена  антимонархическая трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский",  в  1798  снята  со  сцены сатирическая комедия В. В. Капниста "Ябеда". В 1804 вводится Ц. т., к-рая рассматривает пьесы, намеченные к  пост. в  т-рах  России.  Рассмотрение  пьес  поручалось  цензурным  к-там  или директорам нар. уч-щ(под надзором местного начальства).  Центр.  органом цензуры являлся Петерб. цензурный к-т. В 1811 Ц. т. передается во  вновь организованное Министерство полиции; помимо пьес, здесь  рассматривались также оперные и балетные либретто, тексты ко всем муз.  произв.  С  1819 цензуру  произв.,  предназначенных  для  сцены,  осуществляла,  особая канцелярия министра внутр. дел, с 1828 - Третье  отделение  "собственной его императорского величества  канцелярии".  В  1-й  четв.  19  в.  были запрещены к пост.  "Марфа  Посадница"  Ф.  Ф;  Иванова,  "Горе  от  ума" Грибоедова, "Эгмонт" Гете и мн. др. произв. Резкое  усиление  цензурного контроля произошло после восстания декабристов  и  революц.  событий  во Франции и Польше в 1830-31. В драм. произв.  не  допускались:  обличение власти тиранов и их придворных, показ республиканского образа правления, политич. и  нац.-освободит,  борьбы,  выражение  сочувствия  угнетенным. Запрещалась малейшая критика внутр.  и  внешней  политики  самодержавия, нельзя было показывать  на  сцене  представителей  царствующего  дома  и знаменитых дворянских фамилий. В Третьем отделении  были  сформулированы требования, направляющие драматургию и т-р на путь восхваления монархич. режима, показа торжества добродетели и наказания порока. Цензура произв. для сцены осуществлялась при непосредств. участии шефа жандармов (А.  X. Бенкендорфа и др.), а иногда и самого  царя.  Среди  отклоненных  Ц.  т. произв.:  "Борис  Годунов"  и  "Скупой  рыцарь"  Пушкина,  "Маскарад" Лермонтова, "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская", "Театральный разъезд", "Ревизор" Гоголя (кано-нич.ред.),"Нахлебник" Тургенева,  "Свои люди-сочтемся",  "Доходное  место"  Островского,  "Смерть  Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, мн. трагедии Шекспира  (в  т. ч.  "Макбет",  "Ричард  III"),  "Женитьба  Фигаро"  Бомарше,  "Король забавляется"  Гюго,  "Эгмонт"  Гете,  "Разбойники",  "Заговор  Фие-ско" Шиллера, оперы "Карл Смелый" ("Вильгельм  Телль")  Россини,  "Риголетто" Верди и мн. др. произв. В 1865 Ц. т. перешла в ведение Гл. управления  по  делам  печати  при Министерстве внутр. дел. Правила о цензуре и печати, утвержденные 6 апр. 1865, не изменили классового, охранительного характера цензуры.  В  1888 введена спец. цензура на произв., предназначенные для нар. т-ров. В 90-х гг. издаются казы, запрещающие  ставить  пьесы,  показывающие  отношения рабочих с хозяевами, волнения на фабриках и  заводах  и  т.  п.  С  1901 учреждается цензурный вадзор за сценич. истолкованием пьес  в  столичных lpax. В конце  19-нач.  20  вв.  долгое  время  под  цензурным  запретом находились пьесы  "Власть  тьмы"  и  "Плоды  просвещения"  Л.  Толстого, инсценировки романов "Воскресение" Л. Толстого,  "Братья  Карамазовы"  и "Идиот" Достоевского, драмы Г. Ибсена ("Привидения", "Столпы общества" и др.),  Г.  Гауптмана  ("Ткачи",  "Перед  восходом  солнца").  Цензура преследовала пьесы М. Горького. Цензурный  режим  дореволюц.  России  тормозил  развитие  отечеств, драматургии и т-ра. Под  нажимом  цензуры  зачастую  менялись  первонач. замыслы произв., искажался и сокращался их текст. Передовые деятели т-ра вели  борьбу  против  Ц.  т.:  коллективный  протест  против  цензуры, высказанный на  1-м  (1897)  и  2-м  (1901)  съездах  сценич.  деятелей, выступления К. С. Станиславского в  нач.  1905,  записка  группы  театр. работников "Нужды рус. т-ра" (опубл. в газ. "Слово" от 12  февр.  1905), поддержанная на  съезде  драм.  и  муз.  писателей  в  1906,  требование уничтожить Ц. т., прозвучавшее на съезде деятелей нар. т-ра  в  1916,  и др. В советское время ТЕО Наркомпроса (с 19сент. 1918), Центротеатр (с 26 авг. 1919), Репертком (с 9 февр.  1923),  ГУРК  (с  1933)  вели  работу, направленную на борьбу  за  высокоидейный  и  художественный  репертуар, пересматривали старый дореволюционный репертуар (в первые годы Советской власти),  утверждали  репертуар  зрелищных  предприятий,  организовывали работу с драматургами, обсуждение пьес, спектаклей  и  др.  зрелищ.  Эти учреждения рассматривали вновь написанные сочинения и давали  разрешение на публичное их исполнение. В наст.  время  (1967)  руководство  т-рами, контроль за репертуаром осуществляет Министерство культуры  СССР  и  его органы на местах. Лит.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по  1862 год,  СПБ,  1862;  П  о  г  о  ж  е  в  В.,  Проект  законоположений  об императорских театрах,  т.  1-3,  СПБ,  1900;  Д  р  и  з  е  н  Н.  В., Драматическая цензура двух  эпох,  1825-81,  П.,  1917;  Купина  М.  Л., Московский Художественный театр в донесениях царского цензора, 1901-1905 гг., в кн.: Ежегодник МХТ 1948г.,т.1,  М.-Л.,  1950;  Народный  театр  и драматическая цензура. Публикация В. А.  Цинкович,  в  кн.:  Театральное наследство, М., 1956; Рапорты театральной цензуры в годы первой  русской революции. Публикация В. Цинкович, в кн.:  Первая  русская  революция  и театр.  М.,  1956;  "Собрание  узаконений  и  распоряжений  рабочего  и крестьянского правительства за 1917- 1918 гг.", .No 68, ст. 740; 1919 г. - Л' 44, ст. 440; 1923 г. - ј 14, ст. 177; ј 27, ст. 310. В.Ц.-Н.