ЦЕНЗУРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ЦЕНЗУРА ТЕАТРАЛЬНАЯ (лат. censura, от censeo - оцениваю) - надзор со стороны органов власти за содержанием драм. произв. и всех видов театр. зрелищ. Официально учреждения, ведающие надзором, стали называться цензурой в 18 в. Ц. т. возникла одновременно с формированием проф. театр. иск-ва. Отдельные цензурные ограничения появились еще в Др. Греции. Они сводились гл. обр. к запрещению выпадов против отдельных людей. Однако эти запреты не всегда соблюдались (напр., в комедиях Аристофана). В Др. Риме цензура усилилась - рим. драматург Невий (3 в. до и. э.) был арестован и выслан за сатирич. выпады против Сципионов Метеллов. В средние века, когда в руках церкви сосредоточились мн. функции гос. власти, Ц. т. фактически осуществлялась представителями духовенства. Во мн. зап.-еврои. странах Ц. т. стала систематич. с 15 в. В Испании цензура была в ведении Совета инквизиции, к-рый обсуждал опубликованные или пост. пьесы и имел право их запрещать. Периодически издавались списки (индексы) драм. произв., подлежащих изъятию. Цензурные ограничения особенно усилились при короле Филиппе II. В 1559 были запрещены представления в церквах, в 1597- вообще все представления (в 1600 запрет отменен). Во Франции Карл VI указом 1402 предоставил монополию на выступления в столице "Братству страстей господних" при условии подчинения его трем специальным королевским чиновникам, занимающимся цензурой. Театр. представления в 15 в. подвергались предварит, просмотру, и если глава труппы не соблюдал предписания властей, его штрафовали. В 1514 в Лилле был издан декрет, запрещавший показывать со сцены в комич. виде особ королевского рода. В 1538 франц. парламент обязал "базошей" (см. "Базо-ши") представлять на просмотр экземпляр пьесы за 15 дней до премьеры. В 16-17 вв. функции Ц. т. исполняли местные власти: в Испании - коррехидоры, затем алькальды, в Германии - представители магистратуры, в Англии - лорд-камергер, подчиненный Тайному совету и Звездной палате, во Франции делами цензуры занимались парламент, королевские чиновники. В Испании в сер. 17 в. были запрещены пьесы из жизни святых. Во Франции в 1609 начальник полиции издал распоряжение, запрещающее т-ру "Бургундский отель" показывать пьесы, не получившие одобрения королевского прокурора. В 1641 Людовик XIII отменил предварит. цензуру, учредив лишь последующий контроль (в 1701 Людовик XIV вновь ввел предварит, цензуру), однако 1-я ред. комедии "Тартюф" была запрещена до ее пост. (по требованиям цензуры пьеса переделывалась трижды, а в 1657 по настоянию духовенства была запрещена). В 18 в. цензура запретила "Магомета" Вольтера, "Ка)ла IX" Шенье, неоднократно запрещалась комедия "Женитьба Фигаро" Бомарше. Во время Франц. бурж. революции Законодательное собрание в 1791 отменило цензуру. Но в янв. 1793, после пост. спектакля "Друг законов" Лейя "Т-ром нации", направленного против якобинцев, против Робеспьера и Марата, осмеянных под вымышленными именами, Конвент восстановил контроль над спектаклями. В отсталой полуфеодальной Германии 18 в. цензура боролась против распространения идей Просвещения, Франц. бурж. революции. Наиболее полное выражение эти идеи получили в свободолюбивых драмах Ф. Шиллера. Драматург был вынужден вносить значит, изменения в текст драм "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Орлеанская дева", "Вильгельм Телль". В Англии в 1737 парламент принял закон о Ц. т., вызванный пост. сатирич. пьес в жанре "репетиции" - "Пасквин" и "Исторический календарь за 1736 год" Филдинга. Согласно этому закону, ни одна пьеса не могла быть пост. без предварительного просмотра лордом-камергером. С конца 18 в. в связи с социальными изменениями, растущими революц. настроениями в стране, Ц. т. стала особенно строгой. После контрреволюц. переворота во Франции 9 термидора были запрещены пост. пьес якобинского репертуара. С нач. 19 в., в годы правления Наполеона, бурж. гос-во, опираясь на широко разветвленный бюрократич. аппарат, сделало цензуру одним из орудий борьбы со свободами, завоеванными народом в ходе революции. Революция 1830 уничтожила Ц. т., но уже в 1832 она была восстановлена правительством Луи Филиппа после пост. драмы "Король забавляется" Гюго, в к-рой содержится призыв к борьбе, мести коронованному тирану. В 1835 т. н. "сентябрьские законы" вновь ввели предварит, цензуру. Среди запрещенных пьес этих лет: "Робер Макер" Фредерика-Леметра (совм. с др. авторами), "Ветрен" Бальзака. Ц. т. упразднялась во время революции 1848 (восстановлена в 1852 правительством Второй империи). В 1884 был издан закон, предоставлявший право разрешения и запрета спектаклей мэрам городов, а в Париже - префекту полиции. В обществ, жизни Англии с нач. 19 в., когда утвердились реакц. политич. и идеологич. тенденции, резко усилились цензурные притеснения, к-рые привели к отрыву драматургии и театр. иск-ва от лит-ры. Драматург Э. Булвер-Литтон в предисловии к своим пьесам (1841) писал, что не имел возможности касаться в них сколько-нибудь значит, политич. проблем. В 1843 была отменена театр. монополия, однако цензура сохранилась. В Германии после революции 1848 гнет цензуры возрос. Особенным преследованиям подвергались драматурги, входившие в лит. группу "Молодая Германия". До объединения Италии (в 1870) в разрозненных итал. гос-вах, находившихся под разл. иноземными влияниями, формы Ц. т. были разными. В Риме под руководством папы Пия VII работала в тесном содружестве с полицией группа цензоров из духовных лиц, в обязанности к-рой входило наблюдение за "пристойностью" спектаклей. Руководители театр. трупп (капо-комико) представляли тексты пьес для просмотра специальному чиновнику. В Неаполитанском королевстве при каждой труппе были учреждены королевские комиссии, осуществлявшие контроль над текстом пьес, театр. костюмами и т. д. После декрета 1811 копии всех пьес, идущих в т-рах, должны были храниться в министерстве полиции. В Пьемонте цензурой ведал чиновник или уполномоченный, назначаемый министерством внутр. дел. Во время франц. господства (с 1800) цензура стала одним из звеньев полицейской системы Наполеона. Однако по сравнению с австрийской она была относительно либеральной - не дозволялись лишь пьесы, которые могли повредить франц. интересам или были направлены лично против императора. После крушения Наполеоновской империи (1814), возвращения австрийцев в Ломбардо-Венецианскую обл., Тоскану, Парму утвердилась жесточайшая феодальная и клерикальная реакция и были отменены все послабления в области цензуры; в Милане был закрыт прогрессивный журнал "Кончильяторе", возглавляемый драматургом С. Пеллико, в 1820 в Ломбардии запрещены пост. свободолюбивых трагедий В. Альфьери. Цензурные строгости усиливались в связи с обострением борьбы за нац. независимость. В Тоскане цензура наложила запрет на пост. пьес: "Джованни да Прочида" (1831), "Арнольд Брешианский" (1843) Никколини, "Кай Гракх" Монти (1847). В 1867 министерство внутр. дел издало инструкцию, согласно к-рой спектакли могли быть запрещены за разжигание вражды между общественными классами, оскорбление личности монарха, представителей дружеств. держав и др. Актриса А. Ристори в своих мемуарах (изд. 1888) писала: "Патриотические сюжеты были совершенно запрещены... пересмотренные и исправленные пьесы становились бессмысленными и теряли всякий интерес...". В Испании при Фердинанде VII, возглавившем феодально-клерикальную реакцию, свирепствовала духовная и светская цензура. Фердинанд VII изъял из репертуара т-ров трагедии "Атаульф" Сааведры, "Вдова Падильи" Мартинеса де ла Росы, комедию "Когда девушки говорят "да"" Л. Фернандеса де Мо-ратина. После революции 1820-23, когда мн. ее участники были казнены, брошены в тюрьмы, эмигрировали, цензурный гнет достиг неслыханной силы (гл. театр. цензором йыл монах Ф. Каррильо - духовник приговоренных к смертной казни). В числе запрещенных пьес этого времени - трагедия "Родриго, последний готский король" Хиля-и-Сарате, комедии "Чудеса пренебрежения" Лопе де Вега, "Час от часу не легче" Кальдер она. В период империализма Ц. т. оберегает театральное иск-во от проникновения прогрессивных идей, охраняет мещанскую мораль и нравственность. Установление фашистской диктатуры в Италии, Испании, Германии превратило Ц. т. в орган террора, тормозящий развитие т-ра. Запрещению подвергались пьесы авторов-антифашистов (напр., "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, пьесы Б. Брехта), пьесы, написанные евреями или посв. евреям, в т. ч. классика ("Саул" Альфьери). Во время оккупации Италии нем. фашистами были запрещены пост. пьес, авторы к-рых принадлежали к нациям, воюющим с Германией (Шекспир, Шоу) и др. В совр. капиталистич. странах цензурная деятельность гос. властей обычно сочетается с духовной цензурой, особенно влиятельной в странах католицизма. Ц. т., как правило, строже, чем цензура в области лит-ры: пьесы, разрешенные к печати, нередко запрещаются для пост. в т-ре. Цензура распространяется на актерское исполнение, театр. костюм и т. д. Задача бурж. цензуры - сохранение и упрочение существующего обществ, строя. В колониальных и зависимых от др. гос-в странах Ц. т. находится в зависимости от чужеземных властей. Ее гл. цель - помешать театр. иск-ву стать средством борьбы за нац. освобождение. В бурж. странах наряду с прямым цензурным надзором существуют косвенные формы контроля, при к-рых драм. произв., неугодные правящим кругам, не подвергаясь официальному запрету, не допускаются на сцену. И. С. Ц. т. в России появилась в 18 в. одновременно с возникновением гор. демократич. т-ра. В 1750 в правительственном указе, разрешающем представление "комедий" в частных домах, содержалось уже первое цензурное ограничение - было запрещено выводить на сцене духовенство. Цензуру пьес, предназначенных к пост. в гос. публичном т-ре в Петербурге (учрежден в 175В), осуществлял директор т-ра (первая дошедшая до нас виза, разрешающая пост. спектакля, относится к 1766), а с 1799 - специальный цензор и др. должностные лица при театр. дирекции. В др. городах надзор за театр. зрелищами и нар. увеселениями был возложен на полицейские управы. Полицейский устав 1782 утвердил преследование сочинений, содержавших слова и поступки, противоречившие "закону и нравственности". В 18 в. гонениям цензуры подвергались сатирич. комедии Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль", ан-титиранич. трагедия Н.П. Николева "Сорена и Замир"; не получили сценич. воплощения комедии И. А. Крылова "Кофейница" и "Триумф" ("Подщипа"), мн. пьесы искажались купюрами. В 1793 по приговору сената была сожжена антимонархическая трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский", в 1798 снята со сцены сатирическая комедия В. В. Капниста "Ябеда". В 1804 вводится Ц. т., к-рая рассматривает пьесы, намеченные к пост. в т-рах России. Рассмотрение пьес поручалось цензурным к-там или директорам нар. уч-щ(под надзором местного начальства). Центр. органом цензуры являлся Петерб. цензурный к-т. В 1811 Ц. т. передается во вновь организованное Министерство полиции; помимо пьес, здесь рассматривались также оперные и балетные либретто, тексты ко всем муз. произв. С 1819 цензуру произв., предназначенных для сцены, осуществляла, особая канцелярия министра внутр. дел, с 1828 - Третье отделение "собственной его императорского величества канцелярии". В 1-й четв. 19 в. были запрещены к пост. "Марфа Посадница" Ф. Ф; Иванова, "Горе от ума" Грибоедова, "Эгмонт" Гете и мн. др. произв. Резкое усиление цензурного контроля произошло после восстания декабристов и революц. событий во Франции и Польше в 1830-31. В драм. произв. не допускались: обличение власти тиранов и их придворных, показ республиканского образа правления, политич. и нац.-освободит, борьбы, выражение сочувствия угнетенным. Запрещалась малейшая критика внутр. и внешней политики самодержавия, нельзя было показывать на сцене представителей царствующего дома и знаменитых дворянских фамилий. В Третьем отделении были сформулированы требования, направляющие драматургию и т-р на путь восхваления монархич. режима, показа торжества добродетели и наказания порока. Цензура произв. для сцены осуществлялась при непосредств. участии шефа жандармов (А. X. Бенкендорфа и др.), а иногда и самого царя. Среди отклоненных Ц. т. произв.: "Борис Годунов" и "Скупой рыцарь" Пушкина, "Маскарад" Лермонтова, "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская", "Театральный разъезд", "Ревизор" Гоголя (кано-нич.ред.),"Нахлебник" Тургенева, "Свои люди-сочтемся", "Доходное место" Островского, "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, мн. трагедии Шекспира (в т. ч. "Макбет", "Ричард III"), "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Король забавляется" Гюго, "Эгмонт" Гете, "Разбойники", "Заговор Фие-ско" Шиллера, оперы "Карл Смелый" ("Вильгельм Телль") Россини, "Риголетто" Верди и мн. др. произв. В 1865 Ц. т. перешла в ведение Гл. управления по делам печати при Министерстве внутр. дел. Правила о цензуре и печати, утвержденные 6 апр. 1865, не изменили классового, охранительного характера цензуры. В 1888 введена спец. цензура на произв., предназначенные для нар. т-ров. В 90-х гг. издаются казы, запрещающие ставить пьесы, показывающие отношения рабочих с хозяевами, волнения на фабриках и заводах и т. п. С 1901 учреждается цензурный вадзор за сценич. истолкованием пьес в столичных lpax. В конце 19-нач. 20 вв. долгое время под цензурным запретом находились пьесы "Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Толстого, инсценировки романов "Воскресение" Л. Толстого, "Братья Карамазовы" и "Идиот" Достоевского, драмы Г. Ибсена ("Привидения", "Столпы общества" и др.), Г. Гауптмана ("Ткачи", "Перед восходом солнца"). Цензура преследовала пьесы М. Горького. Цензурный режим дореволюц. России тормозил развитие отечеств, драматургии и т-ра. Под нажимом цензуры зачастую менялись первонач. замыслы произв., искажался и сокращался их текст. Передовые деятели т-ра вели борьбу против Ц. т.: коллективный протест против цензуры, высказанный на 1-м (1897) и 2-м (1901) съездах сценич. деятелей, выступления К. С. Станиславского в нач. 1905, записка группы театр. работников "Нужды рус. т-ра" (опубл. в газ. "Слово" от 12 февр. 1905), поддержанная на съезде драм. и муз. писателей в 1906, требование уничтожить Ц. т., прозвучавшее на съезде деятелей нар. т-ра в 1916, и др. В советское время ТЕО Наркомпроса (с 19сент. 1918), Центротеатр (с 26 авг. 1919), Репертком (с 9 февр. 1923), ГУРК (с 1933) вели работу, направленную на борьбу за высокоидейный и художественный репертуар, пересматривали старый дореволюционный репертуар (в первые годы Советской власти), утверждали репертуар зрелищных предприятий, организовывали работу с драматургами, обсуждение пьес, спектаклей и др. зрелищ. Эти учреждения рассматривали вновь написанные сочинения и давали разрешение на публичное их исполнение. В наст. время (1967) руководство т-рами, контроль за репертуаром осуществляет Министерство культуры СССР и его органы на местах. Лит.: Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год, СПБ, 1862; П о г о ж е в В., Проект законоположений об императорских театрах, т. 1-3, СПБ, 1900; Д р и з е н Н. В., Драматическая цензура двух эпох, 1825-81, П., 1917; Купина М. Л., Московский Художественный театр в донесениях царского цензора, 1901-1905 гг., в кн.: Ежегодник МХТ 1948г.,т.1, М.-Л., 1950; Народный театр и драматическая цензура. Публикация В. А. Цинкович, в кн.: Театральное наследство, М., 1956; Рапорты театральной цензуры в годы первой русской революции. Публикация В. Цинкович, в кн.: Первая русская революция и театр. М., 1956; "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917- 1918 гг.", .No 68, ст. 740; 1919 г. - Л' 44, ст. 440; 1923 г. - ј 14, ст. 177; ј 27, ст. 310. В.Ц.-Н.