О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ца Цб Цв Цг Цд Це Цж Цз Ци Цй Цк Цл Цм Цн Цо Цп Цр Цс Цт Цу Цф Цх Цц Цч Цш Цщ Цъ Цы Ць Цэ Цю Ця
 

ЦТКА

ЦТКА - театр. обозрение "КВЖД" (1929, реж. В. Ф. Федоров). Затем т-р поставил "Первую Конную" Вишневского (1930, реж. П. И. Ильин). Этот спектакль явился началом творч. пути т-ра. О перестройке Красной Армии в мирное время, о формировании сов. командира нового типа рассказывали спектакли "Меж-дубурье" Кудрина (1930, реж. Л. М. Прозоровский и Б. И. Никольский), "Военком" Овчины-Овчаренко (1932, реж. В. Б. Вильнер). В эти годы в т-р пришли талантливые актеры: А. Е. Хохлов, В. С. Благо-образов, Д. И. Ильченко, Л. С. Полевая и др. Но на протяжении первых трех сезонов в ЦТКА не было постоянного руководства, спектакли ставили режиссеры разл. школ и направлений - В. Б. Внльнер, Л. М. Прозоровский, В. М. Бебутов и др. В спектаклях этих лет жизнь Красной Армии часто изображалась поверхностно. Поворотный этап в работе т-ра наступил с приходом Ю. А. Завадского сначала в качестве постановщика пьесы "Мстислав Удалой" Прута (1932), затем в качестве гл. режиссера т-ра (1932-35). В 1932-33 в труппу вступили Д. В. Зерка-лова, Ф. Г. Раневская, П. И. Герага, А. М. Петров, М. Н. Перцовский, А. П. Хованский. Завадский проводил большую работу с актерами, добивался в спектаклях художеств. правды и выразительной сценич. формы. Началом нового периода в истории т-ра стал спектакль "Мстислав Удалой", к-рый психологически углубленно и поэтически вдохновенно рассказывал о подвиге защитников бронепоезда. За ним последовал романтически приподнятый, героич. спектакль "Гибель эскадры" (1934, реж. Завадский и Е. А. Брилль). Значит, событием в жизни т-ра стал спектакль "Бойцы" Ромашова (1934, реж. И. М. Тол-чанов). Наиболее плодотворный период в истории т-ра связан с деятельностью реж. А. Д. Попова (гл. реж. т-ра в 1935-60). "ЦТКА не только театр для Красной Армии, но и театр о Красной Армии",- заявлял А. Д. Попов. Репертуар т-ра включал пьесы на совр. воен. темы, военно-исто рич. пьесы, посв. защите Родины, пьесы о жизни сов. народа, лучшие произв. отечеств, и мировой классич. драматургии. Складывалась склонность т-ра к эпич., народно-героич. спектаклям. Режиссура стремилась выражать мысли автора, заложенные в драматич. произв., через реалистич. сценич. характеры, большое внимание уделялось актерскому исполнению. Т-р укреплял связи со своим основным, армейским зрителем, регулярно выезжал на гастроли (в 1937-38-на Дальний Восток). В 1939 т-р, игравший в концертном зале Центр, дома Красной Армии, получил новое, специально построенное, монументальное здание (арх. К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев, внутр. оформление художников А. К. Дейнеки, В. А. Фаворского и др.). К концу 30-х гг. в труппу пришли выпускники Студии при ЦТКА'-Т. П. Алексеева, А. А. Петров, А.А.Попов, Н. А. Сазонова и др. Из непосредств. наблюдений над жизнью пограничников родился спектакль "Падь Серебряная" Погодина (1939). В 1938 был поставлен псторич. спектакль "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (193, реж. А. Д. Попов) - эпич. сценич. полотно, запечатлевшее подвиг рус. солдат. В числе лучших интерпретаций Шекспира в сов. т-ре-спектакль "Укрощение строптивой" (1937, реж. А. Д. Попов; Катарина - Добржанская, Петруччио - Пестовский), ярко раскрывший народность и гуманизм комедии. В годы войны фронтовые группы т-ра систематически выезжали в действующую армию. Основной состав ЦТКА был эвакуирован в Свердловск. В ряде спектаклей т-ра военных лет получили отражение подвиги бойцов и командиров, партизан - "Крылатое племя" Первенцева (1941), "Фронт" (1942); "Бессмертный" Арбузова и А. Гладкова (1943) и др. Мужество защитников города-героя показал спектакль "Сталинградцы" Чепурипа (1944). Реж. А. Д. Попов и худ. Н. А. Шифрин воссоздали воен. обстановку правдиво, с многообразием деталей. Главным героем спектакля стал народ, идущий к победе через тяжелые испытания войны. Музыкально-комедийный спектакль "Давным-давно" А. К. Гладкова (1942) романтически приподнято, с лирич.волнением рассказывал о героине Отечественной войны 1812 (Шура Азарова - Добржанская). Спектакли, осуществленные А. Д. Поповым совм. с худ. Н. А. Шифриным ("Падь Серебряная", "Сталинградцы", "Укрощение строптивой" и др.), отличались поэтич. воссозданием картин природы, стремлением к жизненной достоверности, масштабными и театрально-выразительными образами. В 40-е гг. пришли новые актеры - В. Н. Ратомский, В. М. Зельдин, Б. А. Ситко, Л. И. Касаткина, Д. Л. Сагал, Н. Г. Колофидин, В. Я. Капустина, В. Б. Сошальскип, Л. М. Фетисова, В. Н. Попова и др. В разные годы в ЦТСА работали режиссеры А. 3. Окун-чиков и Д. В. Тункель, выросли молодые режиссеры, ученики А. Д. Попова - Б. А. Львов-Анохин и А. Б. Шатрин. / В 50-е гг. т-р продолжил работу над эпич., народно-героич. спектаклями о мирном труде сов. людей, о героич. прошлом. Труд - это творчество- основная мысль спектакля "Степь широкая" Винникова (1949, реж. А. Д. Попов и А. 3. Окунчиков); в духе нар. драмы пост. спектакль "Поднятая целина" по Шолохову (197, р,е.ж. А. Д. Попов и А. Б. Шатрин). Большое внимание уделяется в этих спектаклях живописным, жизненно убедительным и эмоциональным нар. сценам. Среди современных спектаклей, осуществленных в ЦТСА в 50-х гг., "Фабричная девчонка" Володина (1957, реж. Львов-Анохин; Женька - Фетисова), романтич. драма "Барабанщица" Салынского (1959, реж. Окунчиков; Нила Снижко - Фетисова), "Крепость над Бугом" Смирнова (1956, реж. Тункель), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1956, реж. Львов-Анохин), "Последняя остановка" Ремарка (1957, реж. Окунчиков), "Люди, которых я видел" Смирнова (1958, реж. Шатрин), "Светлый май", "Добряки" Л. Зорина (оба в 1958, реж. Тункель). Глубоким сочувствием к судьбам простых людей Италии проникнут психологически углубленный спектакль "Моя семья" Де Филиппе (1957, реж. Шатрин). Значит, место в театр. жизни Москвы занимают пост. классической драматургии. Более двадцати лет идет на сцене т-ра комедийный спектакль "Учитель танцев" Лопе де Вега (1946, реж. В. С. Канцель; в гл. роли - Зельдин). Неоднократно возобновлялся с новым составом спектакль "Укрощение строптивой" (Катарина-Касаткина, Петруччио- А. А. Попов). К лучшим работам А. Д. Попова относится спектакль "Ревизор" (1951, Хлестаков - А. А. Попов). В 60-е гг. пост. спектакль "Яков Богомолов" Горького (1962, реж. Б. В. Эрин), с поэтич. вдохновением раскрывший тему труда, облагораживаю-цего и возвышающего человека, (Яков Богомолов- А. А. Попов). Новую оригинальную интерпретацию получил спектакль "Вишневый сад" (1965, реж. М. О. Кнебель; Раневская - Добржанская). В 60-е гг. на сцене т-ра пост.: "Океан" Штейна (1961, реж. А. А. Дунаев), "Объяснение в ненависти" Штока (1964, реж. Тункель), "Камешки на ладони" Салынского (1965, реж. А. А. Попов), "Господин Пун-тила и его слуга Матти" Брехта (1965, реж. X. Хаве-ман), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1966, реж. Л. Е. Хейфец) и др. После смерти А. Д. Попова гл. реж. т-ра в 1961-63 был А. А. Дунаев, с 1963 - нар. арт. СССР А. А. Попов. В труппе т-ра (1967): нар. арт. СССР Л. И. Добржанская, нар. арт. РСФСР В. С. Благообразов, А. П. Богданова, В. М. Зельдин, Н. Г. Колофидин, М. М. Майоров, Д. Л. Сагал, А. М. Ходурский; засл. арт. РСФСР- Т. П. Алексеева, П. И. Вишняков, Н. И. Гарин, В. Я. Капустина, Л. И. Касаткина, А. А. Петров, М. Ф. Пастухова, В. А. Попова, Р. Г. Ракитин, Н. А. Сазонова, Б. А. Ситко, И. А. Солдатова и др. Режиссер-Л. Е. Хейфец, гл. художник-засл. деят. иск-в Груз. ССР И. Г. Сумбаташвили. Спектакли ЦТСА идут на двух сценич. площадках: в зрит. зале большой сцены (1841 место) и зрит. зале малой сцены (471 место). РЕПЕРТУАР ТЕАТРА (в скобках указаны фамилии постановщиков) 1929. "КВЖД" Алымова (Федоров). 1930. "Первая Конная" Вишневского (Ильин), "Махновцы" Волькенштейна (В. М. Бебутов), "Междубурье" Курдина (Прозоровский, Никольский). 1931. "Удар в степь" Алексеева (Волков), "Компромисс Наиб-хана" Вс. Иванова (Вильнер). 1932. "Военком" Овчина-Овчаренко (Вильнер), "Мирное время" Урина (Оленин), "Мстислав Удалой" Прута (Завадский). 1933. "Шутники" Островского (Брилль), "Испытание" Давурина (Брилль), "Чужой ребенок" Шкваркина (Петров). 1934. "Бойцы" Ромашова (Толчанов), "Гибель эскадры" (Завадский, Брилль). 1935. "Я вас люблю" Прута (Типот), "Восточный батальон" бр. Тур и Прута (Лобанов), "Последняя жертва" (В. Сахновский), "Мещане" (Телешова). 1936. "Господа офицеры" по Куприну Голичникова и По-паригопуло (Телешева, Брилль), "Слава" Гусева (А. П. Гле-ков, В. П. Пильдон), "Васса Железнова" (Е. С. Телешева), "Год 19-й" Прута (А. Д. Попов, Типот). 1937. "Большой день" Киршона (Телешова), "Волки и овцы" (А. Лобанов), "Банкир" Корнейчука (А.Д. Попов, Глеков), "Укрощение строптивой" (А. Д. Попов). 1938. "Голуби мира" Вс. Иванова (Пильдон, Тункель). 1939. "Падь Серебряная" Погодина (А. Д. Попов), "Артиллеристы" Прута (В. Пильдон, П. Константинов), "Полководец Суворов" Бахтерева, Разумовского (А. Д. Попов), "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (Благообразов, Шапс). 1940. "Дело" Сухово-Кобылина (А. Д. Попов), "Учитель" Герасимова (Пильдон, Ворошилов под рук. Попова). 1941. "Пархоменко" Вс. Иванова (Пильдон, Шапс), "Сон в летнюю ночь" Шекспира (А. Д. Попов), "Ночь ошибок" Гольдсмита (Ворошилов), "Крылатое племя" Первенцева (А. Д. Попов, Пильдон). 1942. "На всякого мудреца довольно простоты" (Тункель), "Дым отечества" бр. Тур и Шейнина (А. Д. Попов), "Олеко Дундич" Ржешевского, Каца (А. Д. Попов), "Давным-давно" А. Гладкова (А. Д. Попов), "Фронт" (А. Д. Попов). 1943. "Бессмертный" Арбузова, А. Гладкова (А. Д. Попов), "Нашествие" (Тункель). 1944. "Сталинградцы" Чепурина (А. Д. Попов). -1945. "День рождения" бр. Тур (Ворошилов), "Копилка" Лабиша, А. Делакура (Б. Афонин), "Полководец" Тренева (А. Д. Попов1 и Тункель). 1946. "Учитель танцев" Лопе де Вега (Канцель), "Сказка о правде" Алигер (Окунчиков). 1947. "За тех, кто в море!" Лавренева (Тункель), "Доходное место" (Ворошилов), "Первый гром" Алигер (А. Д.Попов, Кнебель), "Южный узел" Первенцева (А. Д. Попов, Окунчиков), "Встреча с юностью" Арбузова (Тункель). 1948. "Призвание" Кузнецова, Штейна (Канцель), "Последние рубежи" Чепурина (А. Д. Попов), "Остров мира" Петрова (Афонин), "Замужняя невеста" Грибоедова, Шаховского, Хмельницкого (Ворошилов), "На той стороне" А. Барянова (Канцель). 1949. "Тихий океан" Прута (Тункель), "Степь широкая" Винникова (А. Д. Попов, 'Окунчиков), "За вторым фронтом" Собко (Тункель), "Новый год" Агранснко (Ворошилов), "Голос Америки" Лавренева (Тункель). 1950. "Закон Ликурга" М. Базилевского по Т. Драйзеру (И. Ворошилов), "Незабываемый .1919-й" Вс. Вишневского (А. Д. Попов, Окунчиков), "Флаг адмирала" Штейна (А. Д. Попов, Афонин, Ворошилов), "Совесть" Чепурина (А. Д. Попов, Окунчиков). 1951. "В нашем полку" Кузьмичева (Тункель), "Западная граница" Прута, Шпанова (Ворошилов), "Под чужим небом" Изакова (Канцель, Харламова), "Ревизор" (А. Д. Попив, Окунчиков). 1952. "Наследники" Львова-Анохина (Колосов), "Песнь о черноморцах" Лавренева (Тункель), "Мастерица варить кашу" Чернышевского (Канцель), "Сергей Лазо" Бондаревой (Ворошилов, Харламова). 1953. "Стрекоза" Бараташвили (Тункель), "Они выросли в боях" Ху Кэ (Белявский, Львов-Анохин), "Весенний поток" Чепурина (А. Д. Попов, Окунчиков), "Извините, пожалуйста" Макаенка (Тункель). 1954. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Ворошилов), "Летчики" Аграновича, Листова (Ворошилов), "Гибель эскадры" (Окунчиков), "Мечты Кинолы" Бальзака (Канцель, Харламова). 1955. "Варвары" (Тункель), "Настоящий человек" Т. Лондона по Полевому (Белявский, Львов-Анохин), "Воевода" Островского (Окунчиков), "До новых встреч!" Гладкова (Тункель). 1956. "Москва. Кремль" Афиногенова, Штока (А. Д. Попов, Шатрин), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (Львов-Анохин), "Отец и сын" Тыриной (Харламова), "Крепость над Бугом" Смирнова (Тункель), "Титаник-вальс" Мушатеску (Шатрин), "Метелица" Пановой (Ворошилов). 1957. "Фабричная девчонка" Володина (Львов-Анохин), "Моя семья" Де Филиппе (Шатрин), "Мой друг" Погодина (Тункель), "Обрыв" Гончарова (инсц. Рашевской; Ворошилов, Харламова), "Караван" Штока (Тункель, А. Д. Петров), "Последняя остановка" Ремарка (Окунчиков), "Поднятая целина" Шолохова, инсц. Т. Лондона (А. Д. Попов, Шатрин), "Шестеро любимых" Арбузова (Ольшевская), "Бруклинская идиллия" И. Шоу (ВорошиЛов). 1958. "Средство Макропулоса" Чапека (Львов-Анохин), "Люди, которых я видел" С. С. Смирнова (Шатрин), "Светлый май" Л. Зорина (Тункель), "Чертова речка" Аграновича (Окунчиков), "Всеми забытый" Н. Хикмета (Львов-Анохин), "Камень-птица" Маляревского (Харламова), "Юстина" Вуо-лийоки (Шатрин), "Добряки" Л. Зорина (Львов-Анохин). 1959. "Барабанщица" Салынского (Окунчиков), "Небесное создание" Ласкина (Ворошилов), "Внук короля" Л. Шейнина (Тункель, Шатрин), "Женитьба" (Разинкин), ."Сережка с Малой Бронной" Шевкуненко (Ольшевская, Черток), "Любка-Любовь" Дановской (Львов-Анохин), "Спать опасно" Вердяна (Харламова), "Чужое место" Ставицкого (Петров). 1960. "Если покинешь меня..." Плугаржа, инсц. Харламовой (Окунчиков), "Якорная площадь" Штока (Тункель), "Холостяк" Тургенева (Благообразов), "Не померкнет никогда" Погодина (Дунаев), "Увидеть вовремя" Л. Зорина (Львов-Анохин), "Он сказал нет" Хьеланна (А. А. Попов), "Живет на свете женщина" Аграненко (Эрин). 1961. "Каса маре" Друцэ (Львов-Анохин), "Океан" Штейна (Дунаев), "Первый бал Вики" Приеде (Окунчиков, Кулагин), "Левониха на орбите" Макаенка (Львов-Анохин), "Изюминка на солнце" Хэнсберри (Петров), "Игра без правил" Шейнина (Дунаев). 1962. "Не забуду" Соболева (Лесли, Майоров), "Яков Богомолов" Горького (Эрин), "Признание в любви" А. Кузнецова (Ольшевская), "Под одной из крыш" Аграненко (Эрин). ' 1963. "Когда Танцуют розы" Петрова (Львов-Анохин), "Физики" Дюрренматта (Эрин), "Душа солдата" Шатунов-ского (Шойхет), "На дороге - Пронякин!" по роману "Большая руда" Владимова, инсц. Микаэлян (Микаэлян), "Шоссе на Большую Медведицу" Семенова (Хейфец). 1964. "Белокурая бестия" Клеманова (Эрин), "Свет далекой звезды" Чаковского, Павловского (Гаручава), "Объяснение в ненависти" Штока (Тункель). 1965. "Солдат и Ева" Борисовой (А. А. Попов), "Приглашение к подвигу" А. Зака, И. Кузнецова (А. А. Петров), "Вишневый сад" (Кнебель), "Мой бедный Марат" Арбузова (Хейфец), "Дикий капитан" Смуула (Пансо), "Камешки на ладони" Салынского (А. А. Попов), "Физики" Дюрренматта (Тункель). 1966. "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (Ха-веман), "Есть у моря свои законы..." Черткова (Мокин), "Бой с тенью" В. Тура (Тункель), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (Хейфец), "Волоколамск - Москва" Бека (Мокин). Лит.: Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; его же. Художественная целостность спектакля, М., 1959; Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М. , 1954; Богуславская З.иОбраз-ц о в а А., Центральный театр Красной Армии, в кн.: Очерки истории русского советского драматического т-ра, т. 1,М., 1954; Попов А. и Урбан ович П., Режиссерский комментарий, в кн.: Шекспир В., "Укрощение строптивой", М.-Л., 1940; "Укрощение строптивой" в ЦТКА, сб., М.-Л., 1940. А. О.