О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ча Чб Чв Чг Чд Че Чж Чз Чи Чй Чк Чл Чм Чн Чо Чп Чр Чс Чт Чу Чф Чх Чц Чч Чш Чщ Чъ Чы Чь Чэ Чю Чя
 

ЧАВЧАВАДЗЕ

ЧАВЧАВАДЗЕ, Илья Григорьевич [27.Х(8.Х1). 1837, с. Кварели в Кахетии,-ЗО.УП1 (12.1Х).1907, с. Цица-мури]- груз. писатель и общественный деятель. Выразитель идей нац.-освободит, движения в Грузии во 2-й пол. 19 в. Являясь основоположником новой груз. лит-ры, Ч. способствовал возобновлению деятельности проф. груз. т-ра, формированию лит. и театр. критики. в своем творчестве выражал идеи рус. революц. демократов. Лит. деятельность начал в 1857. Был редактором периодич. изданий, председателем драм. об-ва. Убит наемниками царской охранки. Ч. создал первые образцы новой груз. реалистич. социальной драмы. Его драм. творчество отличалось четкой идейной направленностью, боевой публицистич. заостренностью, обобщенностью типич. характеристик, выразительностью языка. В драм. произв. Ч. "Сцены первых времен освобождения крестьян" (1865), в драм. поэме "Несколько картин или случай из жизни разбойника" (1860), "Сваха" (1881, по повести "Человек ли он?", 1859-63), в инсценировках его поэм и повестей нашла яркое отражение борьба крестьянства против помещичьего произвола, борьба за свободу, против колониального гнета царизма. Большой популярностью на груз. сцене пользовалась драм. поэма "Грузинка-мать" ("Мать и сын"). Это произв., овеянное романтикой, стало основой новой груз. драмы. Знаменательные даты груз. культуры отмечались пост. этой поэмы на сцене. Эстетич. взгляды и театрально-критич. деятельность Ч. оказали огромное влияние на груз. драматургию и актерское иск-во. Ч. считал иск-во средством преобразования жизни. В своей программной статье о т-ре он заявлял: "Сцена та же школа..., сцена должна направлять и воспитывать народ". По мнению Ч., голос дра-матич. писателя должен раздаваться "во имя освобождения и восстановления порабощенных человеческих прав". Он требовал, чтобы драматич. лит-ра давала сцене "пьесы животрепещущие, взятые из современной жизни", чтобы писатель направлял нац. т-р по пути критич. реализма, отстаивал принцип всестороннего, углубленного психологич. изображения персонажей драмы. Он писал: "В положительных и отрицательных чертах человеческой природы сокрыто то движение души и сердца, к-рое является предметом драмы". Ч. поддерживал и направлял творчество выдающихся груз. актеров своего времени, способствовал развитию таланта В. Абашидзе, к-рого особенно ценил за способность создавать типич. образы, что, по мнению Ч., дает право актеру считаться творцом-художником. Художеств, творчество, организаторская и театрально-критич. деятельность Ч. определили развитие груз. т-ра по пути критич. реализма, по пути борьбы за передовые идеи эпохи и способствовали укреплению реалистич. основ актерского иск-ва. Драм. произв. Ч. и инсценировки его поэмы и повестей сохраняются в репертуаре сов. т-ров: "Сло манный мост" (1935), "Мать и сын" (1941), "Человек ли он?" (1946) - Т-р им. Марджанишвили; "Отаро-ва вдова" (1952), "Рассказ нищего" (1955) -Т-р им. Руставели и др. Выдающиеся сценич. образы в пост. этих произв. создали груз. актеры: В. Годзиашвнли (Луарсаб Таткаридзе - "Человек ли он?"), А. Васад-зе (Пепиа - "Рассказ нищего"), Т. Чавчавадзе (Ота- рова вдова - о. п.). Творчество Ч. оказало большое влияние на груз. сценич. и киноиск-во. По произв. Ч. были созданы оперы: "Разбойник Како" К. Анд-риашвили (1940), "Мать и сын" А. Мачавариани (1945), фильмы: "Отарова вдова" (в заглавной роли В. Анджапаридзе), "Рассказ нищего" и др. Соч. (на груз. яз.): "О театре" [Письма, Вступит, ст. и примеч. Н. Гурабанидзе], ТО., 1955 (Серия "Деятели грузинского театра о сценическом искусстве"). Лит.; (на груз. яз.): Гришашвили И., Илья Чавчавадзе и грузинский театр.в кн.: Литературные очерки, ТО., 1952; Абзианидзе Г., Очерки по истории грузинской общественной мысли 19 в., ТО., 1959; Джибладзе Г., Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй половины 19 в., ТО., 1963; Джанелидзе Д., Сахиоба. Театрально-критич. очерки и статьи, ТО., 1958. Д. Д.