ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович [12(24).' VII.1828, Саратов,-17(29).X.1889, там же] - рус. писатель, драматург, критик и публицист. Один из создателей русской материалистической эстетики. Идейный вдохновитель революционно-д емок ратич. движения 60-х гг. в России. Род. в семье священника. В 1842- 1846 учился в саратовской семинарии, в 1846-50 - на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1854 начал сотрудничать в журн. "Современник"; позднее совместно с Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым возглавил его и превратил в орган ре-волюц. демократии. Значительное внимание в журнале уделялось вопросам драматургии и театра. В 1853-55 Ч. написал ряд статей по эстетике, а в 1855 защитил диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности", представляющую собой развернутый манифест революционно-демократич. лагеря в рус. иск-ве. В этих работах Ч. развил эстетич. принципы В. Г. Белинского и создал целостную материалистич. теорию иск-ва-высшее достижение эсте-тич. мысли до появления трудов К. Маркса. Центр. проблема эстетики Ч.- соотношение иск-ва и действительности. Борясь против идеалистич. эстетики Гегеля и Фпшера, Ч. показал, что прекрасное в иск-ве есть отражение прекрасного в жизни, что эстетич. идеалы классов и сословий определяются условиями их жизни, а само пск-во не может быть сведено только к понятию красоты. Истинным содержанием иск-ва, утверждал Ч., является жизнь в ее широчайших проявлениях ("общепнтересное в жизни"), главное в иск-ве - человек, его духовный мир, его судьба. В соответствии с этим первый "общий характеристический признак искусства" в эстетике Ч.- образное воспроизведение "интересных сторон и явлений действительной жизни". Второй - объяснение ее. Третий - приговор явлениям жизни с позиций передового общественного идеала. Выполнив эти задачи, иск-во, по Ч., становится "учебником жизни", нравственным двигателем общества, способствует его преобразованию. В диссертации и статьях Ч. ("Очерки гоголевского периода русской литературы", 1855-56, и др.) были высказаны также мысли, непосредственно относящиеся к театр. иск-ву. Сурово оценивая состояние рус. драм. т-ра 50-х гг., Ч. отмечал, что драм. сцена стоит в стороне от прогрессивных идей эпохи, испытывает воздействие рутины, консерватизма. Ч. обосновывал и защищал принципы реалистич. школы актерской игры, противопоставляя ее ремесленным приемам и подражательности. В своих эстетич. и критич. статьях Ч. выступал за крптич. реализм, революционный демократизм и народность иск-ва. Критика Ч. идеалистич. представлений о возвышенном, трагическом и комическом оказала влияние на развитие творчества передовых рус. драматургов (А. Н. Островский и др.). Защищая гоголевское направление в рус. лит-ре, Ч. боролся против враждебных ему школ "здравого смысла" (рецензия на комедию "Габриэль" Ожье, 1854), "лож-новеличавой" во главе с Н. В. Кукольником ("Очерки гоголевского периода...") и мнимо-обличительной (анализ пьесы В. А. Соллогуба "Чиновник", "Заметки о журналах", 1856). Ч. выступал против славянофильских тенденций, имевших место в раннем творчестве А. Н. Островского (статья о пьесе "Бедность не порок", 1854), и приветствовал возвращение драматурга на путь критич. реализма (статья о пьесе "Доходное место", 1857). Эти статьи явились первой развернутой оценкой творчества Островского революц.-демо-кратпч. критикой. В своих статьях, а также в студенческом сочинении о "Бригадире" Фонвизина, работе "Лессинг, его время, его жизнь и деятельность" (1856-57) Ч. стремился приблизить драму к выполнению тех общественно-политич. и нравствен-но-психологич. задач, к-рые в это время решались в жанрах романа и повести, отвергал многочисл. схо-ластич. законы и ограничения, сковывавшие развитие драматургии. Эстетика Ч. не лишена существенных противоречий (антропологизм, просветительство и утилитаризм), к-рые особенно сказались в трактовке Ч. осн. эстетич. категорий, а также в обосновании происхождения, задач и предмета иск-ва. Тем не менее созданная Ч. мате риалистич. теория художеств. деятельности человека сыграла большую роль в развитии т-ра и драматургии. В 1862 Ч. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где написал свой знаменитый роман "Что делать?" (1863; был инсценирован, в сов. время- инсц. "Новые люди", 1952, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) и драматич. сценку "Кто угодно, что угодно" (1864). В 1864 Ч. был сослан на каторгу в Сибирь. Там он написал неск. пьес, к-рые играли рабочие-политкаторжане Александровского завода. При жизни Ч. ни одно из этих произв. не было опубликовано и не ставилось на проф. сцене. Наиболее значительна из них комедия "Мастерица варить кашу" (соч. до 1871), представляющая собой остроумную пародию на пастораль, насыщенная многочпсл. политич. намеками (пост. в Центр, т-ре Сов. Армии, 1952; в роли Карелиной - Л. II. Добржанская). В семейно-бытовой комедии "Великодушный муж/ и социально-бытовой драме "Драма без развязки" (обе в 70-е гг.) Ч. сатирически из, бражал "хозяев жизни" и с симпатией-новых людей. Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Эстетика, М., 1958. Лит.: Шага н о в В. Н., Н. Г. Чернышевский на каторге и в ссылке, СПБ, 1907; В у р с о в В. II., Мастсрстьо Чернышевского-критика, Л., 1959; Каган М. С., Эстетическое учение Чернышевского, М.- Л., 1958; Ник о л а-е в М. П., Художественные произведения Н. Г. Чернышевского, написанные на каторге и в ссылке, Тула, 1958; С о-л о в ь е в Г. А., Теория искусства Н. Г. Чернышевского, в кн.: Чернышевский Н. Г., Эстетика, М.. 1958. Люд. Д.