О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ча Чб Чв Чг Чд Че Чж Чз Чи Чй Чк Чл Чм Чн Чо Чп Чр Чс Чт Чу Чф Чх Чц Чч Чш Чщ Чъ Чы Чь Чэ Чю Чя
 

ЧМШКЯН

ЧМШКЯН, Георг Арутюнович [7(19).III.1837, Тифлис,- 28.XII. 1915 (10.1.1916), Петербург] - арм. актер, режиссер, драматург, театр. деятель. Окончил Арм. духовную семинарию Нерсесян и Рус. землемерное уч-ще в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1862 в Тифлисе. В 1863 стал организатором, режиссером и актером нового арм. проф. т-ра. Ч.-основоположник арм. реалистич. сценич. иск-ва. В своем творчестве он сочетал романтич. пафос с правдивым изображением действительности. Ч. утверждал на сцене драматургию Шекспира, Мольера, Сундукяна, Гоголя, Островского, боролся против псевдоисторич. драматургии и ее ложнопатетич. трактовки на сцене. В репертуаре т-ра Ч. были историч. пьесы, способные воспитывать патриотич. чувства народа, он сам часто выступал в ролях арм. полководцев: Вартан Мамиконян (о. п. Кареняна), Ерванд ("Сандухт" Терзяна), Аршак ("Аршак Второй" Галфаяна), Самвел (о. п. дкимяна) и др. Ч. играл драматич., трагедийные, комедийные и фарсово-водевильные роли. Он считался лучшим исполнителем ролей в пьесах Сундукяна: Масисян ("Хатабала", 1866), Ми-каэл ("Еще одна жертва", 1870), Пэпо (о. п., 1871). В этих образах Ч. особенно акцентировал тему социального протеста. Творч. дружба Ч. и Сундукяна - двух великих реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап его развития, характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч. в зап.-европ. драматургии: Отелло, Шейлок, Карл Моор; Эрнани, Анд-желло (о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п. Мольера). С именем Ч. связано первое знакомство арм. зрителя с рус. клас-сич. драматургией. В 1864 он перевел и поставил "Не в свои сани не садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в ролях Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др. Ч. был одним из самых образованных и многосторонних деятелей арм. т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на хаш", "Вместо семьи невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал вопросы семьи, воспитания. Лучшая из них - "Учительница" (1890), посв. теме равноправия женщины в обществе. Со своей труппой Ч. побывал почти во всех городах Закавказья, где проживали преим. армяне, популяризировал сценич. иск-во среди широких масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил П. Адамяна, Си рану йш и др. выдающихся арм. актеров Константинопольского т-ра в свою труппу. Ч. часто выступал в печати со статьями, рецензиями и воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во было насыщено прогрессивными, освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа. Соч.: Воспоминания (на арм. яз.), Ер., 1953. Лит.: Арутюнян С., Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А.