О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ча Чб Чв Чг Чд Че Чж Чз Чи Чй Чк Чл Чм Чн Чо Чп Чр Чс Чт Чу Чф Чх Чц Чч Чш Чщ Чъ Чы Чь Чэ Чю Чя
 

ЧХАНГЫК

ЧХАНГЫК - корейская нар. муз. драма. Сочетает элементы муз. драмы чхан, нац. драматич. нар. представления - норымсэ и нац. танцев - баллим. Восходит к театрализованным интермедиям силласких хваранов 6-7 вв. Дальнейшее развитие Ч. связано с деятельностью средневековых кор. гистрионов - квандэ, исполнителей лирико-эпич. песенного сказа пхансори. В 17-18 вв. исполнялся на открытой площадке двумя квандэ; один из них-косу-стоя исполнял все роли, другой косу аккомпанировал на барабане-пук. Квандэ владели иск-вом декламации, пения, имитации. В 18 в. известность получили Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сам Дык (т. н. период "трех знаменитых певцов"), в иск-ве к-рых песенное начало стало вытеснять драматич. действие. В 19 в. известны выдающиеся квандэ, среди к-рых- Мо Хын Гап, Сон Хын Нок, Ко Су Гван, Чу Док Ки, Ким Че Чхоль, Пак Ю Чжон и др. (т. н. период "восьми знаменитых певцов"). К сер. 19 в. были разработаны характерные стили пения: пхенчжо - для передачи чувства радости, ликования, учжо - выражающий торжеств, настроение, геменчжо - горе, скорбь. Эти стили основаны на пентатонике; в них используется 15 различных ритмов, разнообразные темпы. С сер. 19 в. Ч. проникает на проф. сцену. Превращение Ч. в иск-во нац. оперы принадлежит Син Чэ Хе. Он отредактировал популярные пхансори ("Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Сим Чхон", "Сказание о Хын Бо", "Повесть о зайце" и др.), ввел распределение ролей между неск. квандэ (ведущий певец исполнял главные, а др. актеры - второстепенные роли), ввел исполнительниц женских ролей, воспитав ряд талантливых артисток (Чхэ Сон - первая актриса, выступившая на корейской сцене, Хо Гымпха, Ли Хвачжунсон и др.). Принципы Син Чэ Хе развивала в нач. 20 в. труппа "Хепнюльса" (Сеул), имевшая филиалы почти во всех провинциях Кореи. Актеры и руководители "Хепнюльса" уделяли большое внимание сценич. оформлению спектаклей, применяли объемные декорации, цветовые и шумовые эффекты. В т-ре "Хепнюльса" появился просцениум, в муз. сопровождении к бараба-ну-пук были добавлены струнно-щипковый инструмент каягым и флейта-чоттэ. В период подъема нац.-освободит, борьбы корейского народа против япон. колонизаторов (30-е гг.) ученики Син Чэ Хе -Ким Чхан Хван, Сон Мал Гап и др. организовали "Корейское об-во по изучению вок. иск-ва" (1933). В трудных условиях колониального режима Об-во способствовало развитию жанра Ч. (вместо ведущего певца вводятся равноправные участники спектакля и т. д.). После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) во всех провинциях Сев. Кореи были созданы стационарные т-ры, ставившие Ч. Ведущий корейский муз. т-р- Гос. художеств. т-р (осн. в 1948 в Пхеньяне), наряду с пост. совр. оперных спектаклей (кагык) и балетов, ставит Ч. Группа "Хепнюльтан" под рук. композитора АН Ги Ока, выделившаяся из состава этого т-ра, основала Гос. т-р нац. иск-ва (ГТНИ; см. Пхеньянский художественный театр оперы и балета}. Гл. задача т-ра - сохранение и развитие старинных форм нар. муз. иск-ва и особенно Ч. Этапом в развитии Ч. стал спектакль "Сказание о Чхун Хян" (1952, ГХТ, либр. Пак Тхэ Вон и Чо Ун). Композиторы АН Ги Ок, Пак Дон Силь и Чо Сан Сон создали партитуру для оркестра нар. инструментов, написали увертюру, речитативы между ариями. Переход Ч. в оперу определил спектакль "Адмирал Ли Сун Син", музыка Пак Дон Силя и Чо Сан Сона, либр. Пак Тхэ Бона (1952, ГТНИ). Спектакль содержит большие хоровые и танц. номера, нар. песни. Дальнейшее развитие Ч. связано со спектаклями: "Пэбэни" (музыка Ким Дин Мена и Ю Дэ Бока, либр. Чо Ен Чхуля, 1953) и "Сказание о Чанхва и Хоннен" (музыка Ким Дин Мена, либр. Ким Ен Пхаля и Чо Ен Чхуля, 1959). Вместо муз. тем пхансори в этих спектаклях использованы мелодии нар. песен зап. провинций (т. н. со до мине). В лучших пост. Ч. используются'достижения совр. муз. т-ра и при этом бережно сохраняются традиц. формы: "Хванхэская песнь" (музыка Чон Нам Хи, Чо Сан Сона и Син Ен Чхоля, либр. Пак Пхаль Яна; 1960), "Новые песни в деревне за рекой" (музыка Ким Дин Мена и Юн Ен Хвана, либр. Син Го Сона; 1960), "Сон в красном тереме" (музыка Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля, либр. Чо Ен Чхуля; 1962), "Сказание о Чхун Хян" (музыка Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля, либр. Чо Ен Чхуля; 1964). Среди деятелей совр. Ч.: нар. деят. иск-в композиторы АН Ги Ок, нар. арт. КНДР певцы и композиторы - Чон Нам Хи, Чо Сан Сон, Ким Дин Мен; режиссеры - АН Ен Иль, У Чхоль Сон, Чон Су Ен, Ким Ен Хи; дирижеры - Пак Сын Ван, АН Сен Хен; художники - Ча Нам Ин, Пак Чон Рель и др. Лит. (на корейском яз.): Чон Но Си к, История корейского чхангык, Сеул, 1940; Ким Ч э Чхоль, История корейского театра, Сеул, 1933; Хан Х е, Очерк истории корейского театра, Пхеньян, 1956. Г. Ли.