О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ша Шб Шв Шг Шд Ше Шж Шз Ши Шй Шк Шл Шм Шн Шо Шп Шр Шс Шт Шу Шф Шх Шц Шч Шш Шщ Шъ Шы Шь Шэ Шю Шя
 

ШАНТ

ШАНТ (С е х б о с я н), Левон Сехбосович (наст. фам.- Нагашпетян) (i89-29.Xl.i(5i) - арм. писатель и драматург. Окончил Эчмиадзинскую духовную академию (1891). Слушал курс истории иск-в в Лейпцнгском, Иенском и Мюнхенском ун-тах (1892-99). Лит. деятельность начал в 1891. Выступал как драматург, поэт, прозаик, публицист. В годы временного господства дашнаков Ш. входил в правительство. После победы социалистич. революции покинул родину ( 1921 ). В драматургич. творчестве Ш. преломлялись острые противоречия эпохи. Его общественно-политич. и эстетич. взгляды первоначально формировались под влиянием идей революц. демократов и борьбы за нац. независимость, развитие нац. культуры. Ранние произв. Ш. были проникнуты протестом против бурж. действительности, бунтом против обывательской морали. Герои Ш.- носители передовых идей, борцы за перестройку жизни. Критикой моральных устоев совр. ему общества проникнута пьеса "Эгоист" (1901), показывающая моральный распад, внутр. опустошенность оторвавшейся от народа бурж. интеллигенции. Но отсутствие положит. идеалов снижает обличит, силу пьесы. В драме "На пути" (1904, пост. 1907, Тифлис, Т-р артистич. об-ва) герои, избравшие бурж.-романтич. путь борьбы, понимают его обреченность, бесперспективность. Крушение бурж.-романтич. нац.-освободит, иллюзий привело Ш. к глубокому пессимизму. Он обратился к ницшеанству, к символистическо-импрессионистской драме. В противоречивом творчестве Ш. мотивы индивидуализма и пессимизма переплетаются с призывами к борьбе за освобождение человеческого духа. В философско-символич. драме "Старые боги" (1909, пост. 1913, Тифлис, Т-р артистич. об-ва), наряду с мятежными поисками правды, красоты, возвышенной любви, призывами к борьбе, проповедуется идея о суетности и бессмысленности жизни. Позитивная программа Ш. ограничена субъективистскими, идеали-стич.-философскими воззрениями, он ограничивается призывом к индивидуалистич. бунту, героем его становится "сверхчеловек". В последующие годы Ш. писал символистическо-импрессионистские историч. драмы: "Император" (1914, пост. 1916, Тифлис, Т-р артистич. об-ва), "Закованный" (1918, Лозанна), "Княгиня павшей крепости" (1921, Тегеран). Эти пьесы проникнуты упадочными, болезненными настроениями, хотя Ш. разоблачает в них властолюбие, звериные инстинкты, дух убийства и разрушения. Но часто пессимистич. мотивы сочетаются у Ш. со стремлением к прекрасному, возвышенному. Историч. драма "Регент Ошин" (1929, Париж) знаменует возврат Ш. к реализму, разоблачает пагубную для судеб Армении политику зап. держав и "западную ориентацию" арм. бурж.-националистич. движения. Пьесы Ш.- "Старые боги", "Император" ставились любительскими арм. труппами Бейрута, Каира, Парижа, Софии, Бухареста. Широко шли в дореволюц. арм. т-ре, на сов. сцене ставились до 1927 в арм.т-рах Еревана, Ленинакана, Баку, ТОилиси. Соч.: Старые боги, в кн.: Сб. армянской литературы, П., 1916. Р. Гр.