О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БЕРНАР

БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же) - французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 дебютировала в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала в т-рах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз" Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она в 1877 становится сосьетеркой (см. Сосъетер). Б. играла роли молодых героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п. Расина), Заира (о. п. Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани" Гюго), Берта ("Дочь Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побежденный Рим" Пароди, 1876) и др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов. Для нее пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887, "Колдунья", 1903), Э. Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка", 1897, "Орленок", 1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881). В этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о. п. Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б. примером технического совершенства. Б. обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощренная техника, наблюдательность, художественный вкус, умение порой дать социальную характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Б. с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов, - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты декадентства, мистицизма. Творчество Б.- пример воздействия кризиса бурж. культуры конца 19-нач. 20 вв. на актерское иск-во, теряющее пафос и героику. Б. гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и Америки; 3 раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 Б. приобрела т-р "Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил назв. Т-ра Сары Бернар. Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907; L'art au theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908. Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.]; Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J; К у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.