О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ша Шб Шв Шг Шд Ше Шж Шз Ши Шй Шк Шл Шм Шн Шо Шп Шр Шс Шт Шу Шф Шх Шц Шч Шш Шщ Шъ Шы Шь Шэ Шю Шя
 

ШЕНБЕРГ

ШЕНБЕРГ (Schonberg), Арнольд (13.IX.1874- 13.VII.1951) - австр. композитор и теоретик музыки. Один из виднейших представителей муз. экспрессионизма, основоположник атональной музыки. Учился музыке самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895 играл в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете "Пестрый театр" Э. фон Воль-цогена. В 1933 (после установления фашистского режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал в США. Творч. путь композитора характеризуется сложной эволюцией. В своих ранних произв. он следовал традициям нем. музыки конца 19 в.-И.Брамса и гл. обр. Р. Вагнера. Среди сценич. произв. Ш. этого периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909, пост. 1924, Прага) - типичная экспрессионистская "драма крика" (das Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в минуту высшего напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая рука" на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь созданы условные образы-маски, драма не имеет конкретного сюжета (человек стремится к возвышенным целям, но не может преодолеть в себе стихийное подсознательное начало); особую роль приобретает хор, комментирующий действие. В этот период творчество Ш. сближается с иск-вом нем.-австрийского экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики - композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор А. Лоз, писатель Э. Фриделль, певица Э. Хайм, художник О. Кокошка и др. Связь с экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш. от тональной организации муз. материала. Он выработал двенадцатитоновую систему композиции, впервые применив ее (частично) в сюите для мелодич. чтения с инструментальным ансамблем "Лунный Пьеро" на стихи франц. поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал, что созданная им система не является универсальной). Ш. принадлежит одноактная опера "С сегодня на завтра" (1930, Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для сцены, среди них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму "Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей и Аарон" (два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это произв. заняло центр, место в творчестве Ш. "Моисей и Аарон" - философская драма, отразившая тра-гич. противоречия современного композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории. Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших и младших современников (К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, И. Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали более очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг. начали привлекать внимание т-ров разных стран. Потрясенный гибелью варшавского гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы" (1947) - рассказ чтеца с оркестром и мужским хором. Здесь композитор отказывается от присущего ему субъективизма. В своем творчестве Ш. протестовал против бесчеловечных законов бурж. государства и бурж. морали. Но доминирующей темой оставалось для него трагическое одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ. Ш. вел педагогич. работу (в 1901-03 и 1911-15- в берлинской консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз. академии; с 1917 вел в Вене семинар по композиции; с 1925 - профессор класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933 фашисты изгнали Ш. из академии как "неарийца"; в 1936-44 - профессор Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912 гастролировал в Петербурге как дирижер. Лит.: Соллертинский И., Арнольд Шенберг, Л., [1934]; Adorno Th., Philosophie der neuen Musik, Tubingen, 1949; W o r n e r K. H., Gotteswort und Magie. Die Oper "Moses und Aaron" von A. Schonberg, Hdlb-, 1959; Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959.