О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БЕРНЕ

БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V. 1786, Франкфурт-на-Майне,-12. U. 1837, Париж) - немецкий писатель-публицист. В 1808 окончил Гисенский ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б. формировались под влиянием идей франц. бурж. революции и творчества Ф. Шиллера. Публицистич. деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а также ряд др. газет и журналов, закрывавшихся цензурой. Б. вел борьбу с феодализмом, стремился пробудить в нем. народе сознание своих прав, активный протест против социальной несправедливости. Той же тенденцией были проникнуты и те-атр.-критич. статьи Б., объединенные после его смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии". Ф. Энгельс писал об этом издании: "Берне, титанический борец за свободу и право, выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так проникнуто верным чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи о возражениях. Все это облито потоками ослепительнейшего остроумия, и, точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи свободы" ("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле" Шиллера, о "Гамлете" Шекспира (почитателем к-рого был Б.) и о нек-рых пьесах совр. нем. драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"), приветствующих революцию. Б. дает в них блестящую по глубине анализа и остроумию картину политич. и культурной жизни Франции, уделяя при этом большое внимание драматургии и т-ру. В "Парижских письмах" и др. соч. этого периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч. и Гете), призывает т-р стать трибуной, дающей гражданам возможность высказывать свои прогрессивные убеждения. Обществ, значение того или иного т-ра Б. определял тем, в какой мере он выражает передовые революционные, политич. идеи; единственно верным методом театр. иск-ва считал реализм. Б. оказал большое влияние на писателей-драматургов Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в значит, мере отошел от революц. воззрений и перешел к популяризации идей "христианского социализма". Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe. В., 1912-13; в рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900; "Из дневника" и "Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед, M., 183. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г., Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К., Bornes Leben, Hamb., 1840; Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899; Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.