О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Эа Эб Эв Эг Эд Эе Эж Эз Эи Эй Эк Эл Эм Эн Эо Эп Эр Эс Эт Эу Эф Эх Эц Эч Эш Эщ Эъ Эы Эь Ээ Эю Эя
 

ЭЛЕНШЛЕГЕР

ЭЛЕНШЛЕГЕР (Oehlenschlager), Адам Готлоб (14. XI. 1779, Фредериксберг,-20.1.1850, Копенгаген)- дат. поэт и драматург. Род. в семье музыканта. Еще в детстве увлекался т-ром, писал пьесы. В 1797 дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген), но вскоре отказался от намерения стать актером и поступил в Копенгагенский ун-т. Формированию идейно-эстетич. воззрений Э. способствовали увлечения древнескандинавской мифологией, нар. поэзией. Опубликование в 1802 стихотворения Э. "Золотые рога" ознаменовало рождение дат. романтич. литературы. Подлинным манифестом нац. прогрессивного романтизма стала комедия Э. "Игры в ночь на св. Ханса" (1803; Королевский т-р -1819), исполненная резкой лит. полемики, противопоставляющая бурж.-потребительскому рационализму стихийно-эмоциональное творч. начало. Эта комедия заложила основу одного из ведущих жанров дат. романтич. драматургии, т. н. дюрехавнской комедии. Демок-ратич. нравственный идеал утверждает драм. поэма "Алладин, или Волшебная лампа" (1805; Королевский т-р-1814), к-рую Г. Брандес назвал "отправной точкой всей новейшей духовной жизни, фундаментом, на котором воздвигнуто здание датской литературы нашего столетия" (Brandes G., Samlede skrifter, bd l, Kbh., 1899, s. 230). Пьеса, ставящая проблемы человеческого назначения, познания действительности, сочетает фольклорно-фантастич. и комедийно-бытовое начала. В 1-й четверти 19 в. Э. создал наиболее зрелые своп произв., в к-рых новаторски переосмысливал жанровые законы классич. трагедии. В 1808 он написал пьесу "Корреджо" (1811, Королевский т-р) о трагедии художника, обреченного на непонимание, ненависть со стороны аристократич. меценатов и бурж. обывателей. Э. принадлежат нацио-нально-историч. трагедии на сюжеты древнесканд. хроник и преданий: "Ярл Хокон" (1808), "Пальнатоке" (1809), "Аксель и Вальборг" (1810), пост. в Королевском т-ре. Здесь же были пост. "Стеркоддер" (1812), "Хагбардт и Сигне" (1814), "Урса" (1814), "Эрик и Абель (1820). В них получили воплощение патрио-тич. чувства, вера Э. в социально-исто рич. изменения, характерные для передовых слоев дат. общества во время англо-дат. войны. Конфликты трагедий Э. носят ярко выраженный полнтич. характер. Герои Э.- цельные, волевые люди, сложные по своему духовному миру, подчас обуреваемые титанпч. страстями, но свободные от романтич. экзальтированности. Эти трагедии проникнуты жизнеутвержденпем, глубоким оптимизмом. В последующие годы, став признанным главой дат. драматургии, Э. вновь обращается к жанру нац.-историч. трагедии: "Варяги в Царь-граде" (1827), "Торденскьольд" (1883), "Королева Маргарита" (1833), "Олаф Святой" (1838), "Кнуд Великий" (1839), "Дина" (1842), "Эрик Глиппинг" (1844), "Амлет" (1846, версия историч. хроник, полемически противопоставленная шекспировскому "Гамлету"), "Земля найденная и исчезнувшая" (1846), "Кьяртан и Гудрун" (1848). Эти произв. не свободны от риторики, сентиментальности. То же относится и к трагедиям "Карл Великий" (1829) и "Сократ" (1835). Драматургия Э. стала неотъемлемой частью репертуара дат. т-ров, на ее основе возникла и развивалась нац. романтич. школа актерского иск-ва. Творчество Э. оказало большое влияние на развитие драматургии прогрессивного романтизма в сканд. странах, в частности на произв. X. К. Андерсена, И. Л. Хейберга, X. Херца, Т. Оверскоу, И. К. Хострупа, X. Драх-мана, норв. "национальных романтиков" Г. Ибсена, Б. Бьернсона и др. С о ч.: Ярл Гокон, пер., М., 1904; Poetiske skrifter, bd 1-32, Kbh., 1857-62; Poetiske skrifter, bd 1-5, Kbh., 1926-30. Лит.: Горн Ф., История скандинавской литературы..., М., 1894; Гозенпуд А., Датский театр. в кн.: История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964; Andersen V., Adam Oehlenschlager. Et livs poesi, bd 1-2, Kbh., 1899-1900; его же, Adam Oehlen-schlag'er Kbh., 1964; Henriques A., Oehlenschlager og vor tid, Kbh., 1962; Krogh T., Oehlenschlagers indforelse pa den danske skueplads, Kbh., 1954; Dansk litteraturhistorie..., bd 2. Fra Oehlenschlager til Kierkegaard, Kbh., 1965. Вл. М.