ЭПИЛОГ
										ЭПИЛОГ (греч. ) - послесловие, заключит. -часть произведения. В  драматургии-сцена,  завершающая  пьесу,  следующая  после  развязки. Содержание, стиль и значение Э. изменялись на протяжении истории т-ра. В др.-греч. драме Э.- заключит, обращение хора к зрителям,  комментирующее происшедшие  события,  объясняющее  замысел  автора.  В  трагедии  Э. следовалнепосредственно  за  традиц.  плачем  над  мертвым  героем  и завершался уходом актеров  и  хора  (эксодом).  В  античной  комедии  Э. содержал озорные маскарадные пляски и песни актеров  и  хора.  В  пьесах Шекспира, Бена Джонсона и др. драматургов Возрождения Э.  чаще  всего  - обращение к зрителю в форме  монолога,  содержащее  авторскую  трактовку событий, резюмирующее идею пьесы. В комедии 17- 18 вв. Э.-декламационное или песенно-танцевальное  обращение  к  зрителям  с  просьбой  отнестись благожелательно к актерам и  автору.  В  реалистич.  драматургии  19  в. появление Э. связывается со стремлением полнее раскрыть  закономерности, определяющие судьбы героев; поэтому в Э. часто  рассказывается  о  жизни героев спустя много лет, о последствиях событий, изображенных в пьесе, и т. п. (напр., в "Русалке" Пушкина). В драме  нач.  20  в.  Э.  обычно  -  лирич.  послесловие  автора.  В драматургии  сер.  20  в.,   отвергающей   каноны   хронологически последовательного изображения событий, сцена, являющаяся по существу Э., часто бывает в начале действия пьесы, а в ходе действия объясняется, как герои пришли к подобному финалу (напр., в пьесе  Дж.  Пристли  "Время  и семья Конвей"). В муз. т-ре Э. в качестве самостоят,  отдельной  картины  встречается редко (Э. в опере "Иван Сусанин", в балете "Ромео и Джульетта"). По содержанию и драматургич. функции к Э. близок апофеоз -  заключит, сцена  торжеств,  характера  (напр.,  в  опере  "Русалка",  в  балетах "Золушка", "Медный всадник" и др.). А. Д.