ЯКУТ
ЯКУТ, Всеволод Семенович [р.ЗО.1(12.II).1912]- рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1929 поступил на скульптурный ф-т Высшего художеств. ин-та в Москве, в 1930 перешел в Театр-студию им. Луначарского. С 1931- актер Т-ра-студии им. Ермоловой. В 1934-37 был актером Т-ра Красной Армии Среднеазиатского округа (Ташкент). С 1938 - снова в моек. Т-ре им. Ермоловой. Сыграл на сцене Т-ра им. Ермоловой и в других театрах ок. 100 ролей. Большое значение для творчества Я. имели его работы в спектаклях, пост. Н. П. Хмелевым, позднее А. М. Лобановым. Первая роль, подготовленная под рук. Хмелева в Т-ре им. Ермоловой,-Раевич ("Шторм", 1939). Лнрпч. и философская устремленность творчества актера, склонность к острой театр. форме, порой гротеску, раскрылись в роли Жака ("Как вам это понравится" Шекспира, 1940). В этом трагич. и комедийном образе проявилось стремление актера к углубленному психологпч. анализу, к мечтательности и философичности, а также к изящному и легкому юмору. В первые послевоенные годы Я. в пьесе Малюгина "Старые друзья" (1946, Гос. пр. СССР, 1946) создал лиричный, обаятельный образ сов. юноши Шуры Зайцева, раскрыв его внутр. благородство. Роль Кучумова ("Бешеные деньги", 1945) помогла выявить новые стороны дарования актера - меткость социальной характеристики, склонность к иронии, сарказму, к острой театральной форме. Творчество Я. характеризуется созданием глубоко драматич. образов, емких и многообразных по своему жизненному и философскому содержанию. Сосредоточенность на мысли героя, поиски истины, свободный полет творч. воображения окрашивают образ Пушкина ("Пушкин" Глобы, 1949), определивший широкую популярность актера. Мучительный порыв страстей, потребность уяснить смысл жизни характеризуют трактовку роли Раскольнико-ва ("Преступление и наказание" по Достоевскому, 1957), в к-рой, как и в ряде др. работ, проявилась обостренность мироощущения актера. Слияние ли-рич. и комедийного, эмоциональности и юмора отличает исполнение ролей Пепи-но ("Суббота, воскресенье, понедельник" Де Филиппе, 1962) и Багдасара ("Дядя Багдасар" Пароняна, 1964). Я. создал ряд образов современников: вдохновенный мечтатель, талантливый ученый Алексей Петрович ("Два упрямца" Назыма Хикмета, 1959), умный руководитель - Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина, 1961) и др. Я.- актер-романтик, ему особенно близки взволнованность, устремленность человеческой мечты, непримиримость ко лжи, хищничеству. Эти черты получили отражение в образе Шарлюса ("Европейская хроника" Арбузова, 1953) и особенно в одной из лучших работ Я.-роли идеалиста Ахмеда ("Чудак" Назыма Хикмета, 1956) и др. С 1955 Я. снимается в кино. Выступает на радио. С 1962 преподает в ГИТИСе и в Уч-ще циркового и эстрадного иск-ва. Др. роли: Фердинанд ("Коварство и любовь", 1930), Митя ("Бедность не порок", 1937), Алан ("Время и семья Конвэй" Пристли, 1940), Роланд ("Укрощение укротителя" Флетчера, 1945), Благин ("В конце лета" Погодина, 1949), Надир ("Заря над Каспием" Касумова, 1951), Мукомолов ("Залог успеха" Трифонова, 1953), Филипп Шавэ ("Сны Симоны Машар" Брехта и Фейхтвангера, 1959), Глен ("Северная мадонна", Тур, 1961), Грейвуд ("Игра без правил" Шейнина, 1962), Яков ("Последние" Горького, 1963), Боливер ("Фунт мяса" Кусани, 1965) и др. Лит.: Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр. М., 1964; Дуры лин С. Н., Пушкин на сцене, М., 1951; Бояджиев Г., Театральность и правда, М.- Л., 1945; Родионов А., Творческая зрелость (к 25-летию творч. деятельности), "Театр", 1956, ј 2. А. О.