О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Яа Яб Яв Яг Яд Яе Яж Яз Яи Яй Як Ял Ям Ян Яо Яп Яр Яс Ят Яу Яф Ях Яц Яч Яш Ящ Яъ Яы Яь Яэ Яю Яя
 

ЯКШАГАНА

ЯКШАГАНА - муз.-танц. драма инд. нар. т-ра. Распространена в штате Майсур. Вначале Я. называли музыку, к-рая исполнялась при дворах крупных феодалов (первые упоминания относятся к 1105). В 16-17 вв. на основе песенных и танц. форм, существовавших в Карнатаке (ныне штат Майсур), создается театр. представление, получившее назв. Я. (описано поэтом Р. Варни в 1557). Предполагается, что Я. происходит от религиозной драмы мистери-ального характера. В основе Я. лежит танец бхут (букв. "дух", "сверхъестественное существо"), исполняется во время больших индуистских праздников. Сюжетом представления Я. служат эпизоды из "Рамаяны", "Махабхараты" и преданий. Действующие лица Я. подразделяются на четыре группы: боги (дева), люди (манава), демоны (данава) и обезьяны (ванара). Каждая группа имеет несколько подгрупп (напр., манава делятся на раджей, воинов и простолюдинов). О начале представлений жителей оповещают глашатаи - барабанщики. Представление разыгрывается на небольшой площадке или невысоком помосте, начинается с бхагавата - хвалебной песни богам, к-рую исполняет певец и постановщик спектакля. Он же комментирует происходящее на сцене, представляет всех действующих лиц, объясняет их поступки, предсказывает развитие действия. Перед выходом осн. персонажей исполняется лирич. танец ласья, затем выходят Хануман (предводитель обезьян) и шут - коданги, они занимают зрителей клоунадой. Актеры появляются из-за небольшого куска материи-занавеса. Представление включает танец, пение, пантомиму. Почти во всех Я. имеется сцена битвы добрых и злых сил, являющаяся кульминацией спектакля (побеждает добро). Спектакль идет в сопровождении оркестра, который состоит из барабанов, цимбал и струнных инструментов. Существуют два стиля исполнения Я.-северный и южный (в пределах штата Майсур). Они различаются по костюмам и приемам постановки; южный стиль ярче и помпезнее. Совр. Я. сохраняет те же формы, что и в прошлые века. Лит.: Б а б к и н а М. П., П о т а б с и к о С. И., Народный театр Индии, М., 1964; Кхокар М., О религиозном содержании индийских танцев, в кн.: Индийский зт-нографический сборник. М., 1961; В а п е г j i Р г о j е s h, Dance of India, Allahabad, 1956. Св. 77.