О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Яа Яб Яв Яг Яд Яе Яж Яз Яи Яй Як Ял Ям Ян Яо Яп Яр Яс Ят Яу Яф Ях Яц Яч Яш Ящ Яъ Яы Яь Яэ Яю Яя
 

ЯЙКО КАЙТАНИ

ЯЙКО КАЙТАНИ - см. Кайтани, Яоко. ЯПОНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зародилась в т-ре Но. Традиционная Я. д. делится на драматургию т-ра Но (екеку и кегэн}, т-ра кукол - дзерури, т-ра Кабуки и симгэки. Драматургия театра Но. Драматургии. форма, сложившаяся в .представлениях т-ра Но (14- 15 вв.), состояла первоначально из песен и танцев. Получила название екеку. Текст екеку слагается из ритмич. прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах отведено хору, к-рый активно включается в действие, объясняет происходящее на сцене, выражает свои эмоции, дает оценку происходящему и т. д. Пьесы екеку строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания и легенды, историч. хроники и лит. произведения. Большинство пьес, составляющих репертуар т-ра Но, написано во 2-й пол. 14-нач. 15 вв. Известными авторами екеку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами. Среди наиболее популярных пьес - "Мацукадзе", "Хагоромо", "Ясима", "Сумидагава", "Атака". Тексты екеку содержат авторские указания, касающиеся муз. характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В т-ре Но используются и др. драма-тургич. формы, напр. кегэн-небольшая комич. пьеса, сходная с фарсом, исполняемая в интервалах между большими пьесами. Кегэн реалистически показывает жизнь разл. слоев общества Японии 15-16 вв. Пьесы эти написаны разговорным яз. на бытовые сюжеты. Сочетание в спектаклях т-ра Но екеку и кегэнов дает возможность достигать в представлениях большого тематич. и стилевого разнообразия. Бытовые диалоги кегэнов контрастируют с тонкой гармоничностью, поэтичностью екеку. До конца 16 в. кегэны передавались изустно от учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным исполнителям. В конце 17 в. появились записи текстов кегэнов с замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты кегэнов, используемые в совр. япон. т-ре, подверглись значит, обработке, авторы большинства из них неизвестны.' В 16 в. возникла драматургия театра к у-к о л-д з е р у р и. В основе этого вида Я. д.-старинный нар. песенный сказ, к-рый в 16 в. был соединен с традиционным представлением т-ра кукол и приобрел определенное мелодич.звучание. В дзерури сохраняется повествовательная форма; певец-сказитель гидайю (ги-даю) читает нараспев под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент) текст, сопровождающий действие. Авторская речь дополняет и комментирует происходящее; в тексте дзерури часто трудно отделить речь рассказчика и реплики персонажей. С конца 17 в. возникает тенденция к драматизации дзерури. Тексты обретают более точную драматургич. форму, не теряя при этом сказового характера. Крупнейший японский драматург Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес (140) написал в форме дзерури ("Кокусэнъя кассэн", "Хэйкэ Него-га сима" и др.). Форма дзерури была заимствована т-ром Кабуки. Драматургия театра Кабуки. Возникает во 2-й пол. 17 в., когда в представления т-ра Кабуки, состоявшие из танц. сцен, включается текст. В соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие актеры сами писали для себя текст, к-рый часто менялся в процессе импровизации. В конце 17 в. появились проф. драматурги, писавшие много-актные пьесы. Обычно драматурги писали пьесы для определенного т-ра. Ведущий актер и руководитель труппы давали план новой пьесы т. н. главному драматургу, к-рый разрабатывал сюжет, писал осн. сцены, остальное дописывали его ассистенты, т. н. младшие драматурги (автором пьесы считался гл. драматург). Драматурги т-ра Кабуки заимствовали и приспосабливали для сцены Кабуки пьесы т-ра Но и др. т-ров. В т-ре Кабуки появились т. н. мацубамэ-моно, или нотори-моно, основанные на драмах екеку. Обрабатывались также кегэны и создавались новые пьесы в форме кегэнов. В т-ре Кабуки получила распространение и драматургия дзерури. Пьесы дзерури подвергались переработке, часть текста исполнял скази-тель-гидаю, другая часть передавалась актерам. Такие пьесы получили название марухон кабуки. Крупнейшим представителем драматургии т-ра Кабуки и т-ра дзерури был Тикамацу Мондзаэмон. Среди выдающихся драматургов т-ра Кабуки- Намики Седзо, На-мики Гохэй,СакурадаДзискэ.Они писали своеобразные бытовые драмы из совр. им жизни горожан. Несколько позже появились драмы, в к-рых получили развитие элементы эротики, приемы гротеска. Самый крупный драматург этого направления - Цуруя Намбоку IV (сер. 18 -нач. 19 вв.). Его пьеса "Токайдо ецуя кай-дан" сохраняется в репертуаре совр. япон. т-ра. Классиком драматургии Кабуки считается также Кава-такэ Мокуами. Его творчество отразило период распада феодализма и начала развития капитализма в Японии (пьесы "Бэнтэнкодзо", "Котияма Сосюн", "Саннин китиса"). Мокуами писал реалистич. историч. пьесы-кацурэкимоно и пьесы о современникахдзангиримоно. В конце 19-нач. 20 вв. появляются пьесы синкабуки (первая историч. драма Цубоути Сее "Кири-хитоха"), приближающиеся по форме к совр. европ. драме. Известность получили историч. и бытовые пьесы Окамото Кидо "Сюдзэндзи монога-тари", "Торибэяма синдзю", "Банте Осараясики" и историч. пьесы Маяма Сэйка "Еритомоно си", "Гэнроку Тюсингура" и др. В совр. Я. д. сохраняются жанры екеку, кегэн. В репертуаре т-ра Но имеется 250 кегэнов, разделяющихся на группы по осн. персонажам: пьесы о синтоистских богах, о крупных феодалах, о ловких слугах, о зятьях, о монахах и др. Среди кегэнов - "Фукуно ками", "Уцубодзару", "Суо отоси", "Мидзукакэ муко" и др. пьесы. В совр. япон. т-ре были предприняты попытки создания новых кегэнов, однако эти пьесы в репертуар т-ров не вошли. После 2-й мировой войны жанр кегэн получает развитие. В 60-е гг. устраивались представления кегэнов, независимые от представлений т-ра Но. Современная драма сингэки. Появилась в Японии в нач. 20 в. под влиянием европ. т-ра. Мн. писатели создавали драмы как произведения, предназначенные для чтения и не пригодные для сцены. В конце 20-х гг. появляются пьесы сингэки, написанные для пост. в т-ре. В 1926 т-р "Цукидзи сегэ-кидзе" пост. пьесу Цубоути Сее "Пилигрим", затем в том же году были пост. "Ад" и "Сын" Осана и Каору, "Страсть" и "Король жизни" Мусякодзи Санэацу и др. Движение за пролетарский т-р, развернувшееся в 30-е гг., оказало значит, влияние на развитие драматургии сингэкп. Выдвигались требования социальной заостренности, политич. актуальности пьес. Наиболее известна пьеса "Записки о шайке разбойников" Мураяма Томоеси (1929). Среди лучших пьес 30-х гг.- "Вулканическое плато" Кубо Сакаэ (1938). В годы 2-й мировой войны развитие сингэки прекратилось из-за репрессий властей. В послевоенные годы происходит новый подъем этого жанра. Среди драматургов 40-50-х гг. Киносита Дзюндзп, создавший серию пьес по мотивам япон. нар. сказаний - минвагэки. Среди них "Журавлиные перья" (1949), "Сказка о Хпкоити" (1949) и др., острая сатирич. пьеса "Успенье лягушки (1952). Успехом пользуется пьеса Мураяма Томоеси "Мертвое море" (1952). Среди молодых драматургов Японии - Танака Тикао, Кояма Юси, Мисима Юкио, Абэ К обо, Хотта Киеми и др. Лит.: Театр и драматургия Японии. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада, М., 1965; Конрад Н. И., Театр Кабуки, Л.-М., 1928; Тикамацу Мондзаэмон, Драмы, М., 1963; "Журавлиные перья". Современные японские пьесы, М.- Л., 1962; Киносита Дзюндзи, "Успенье лягушки", М., 1958; Хамамура Енэдзо, Сугавара Такаси, Киносита Дзюндзи, Кабуки, пер., [М.,1965]; Одзаки К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960; на япон. яз.: Энгэки хякка дайдзитэн, Токио, 1963; Сюдзуй Кэндзи, Кабуки гикеку кодзоно кэнкю, Токио, 1947. Д. Г.