ЯРАЧ
ЯРАЧ (Jaracz), Стефан (24. XII. 1883-11. MI 1.1945)- польский актер, режиссер, театр. деятель. Учился на юридич. ф-те Ягеллонского ун-та. В 1904 начал творч. деятельность. В сезон 1904-05 выступал в Краковском нар. т-ре, с успехом исполнял роли крестьян. Учился актерскому мастерству у К. Ка-миньского, с к-рым работал в Познанском т-ре (1905-07), затем в 1908-11-в Лодзинском т-ре у А. Зельверовича. В 1911-13 играл в "Т-ре Малы", в 1913-15-в "Т-ре Польски". В 1915 как австр. подданный был выслан в глубь страны, выступал в Москве (1916), затем в Киеве (1917 - 18). Встреча со Станиславским определила дальнейший творч, путь Я. Вернувшись в Варшаву, он пытался шюдрить творч. принципы МХТ в практику т-ров "Польски" п "Малы" (1918-21). Основываясь на опыте МХТ, Я. стремился осуществить реформу польского т-ра, считал, что обновление надо начинать с воспитания актера на реалпстич. основах рус. театр. школы. [Свои мысли о сценич. иск-ве Я. изложил в докладе, прочитанном в 1945 на съезде Союза артистов сцен польских (ZASC).] В 1921, сблизившись с Ю. Ос-тэрвой, перешел в т-р "Редута", где исполнил своп лучшие роли: Иуда (о. п. Тетмайера), Шель и Смугонь ("Туронь", "Улетела от меня перепел очка" Жеромского). В 1923 вместе с Остэрвой перешел в "Т-р Народовы". В 1928 вновь вернулся в т-р "Редута". В конце 1930 Я. создал в рабочем р-не Варшавы т-р "Атенеум". Кроме польской и зарубежной классики, он ставил здесь пьесы сов. драматургов: "Страх", "Чудак" Афиногенова, "Рычи, Китай!" Третьякова, также "Туронь" Жеромского и "Капитан из Кепеника" Цукмайера. Эти спектакли прозвучали в напряженной политич. обстановке Польши злободневно и остро. В сезон 1932-33 в труппу т-ра "Атенеум" вошел коллектив, руководимый Л. Шиллером, но вскоре группа актеров во главе с Я. отделилась и стала выступать в помещении т-ра "Новая комедия". В сезон 1934-35 из-за финансовых трудностей этот коллектив объединился с труппой М. Зиминьской и К. Бенды. В 1936 Я. вернулся в т-р "Атенеум". Во время фашистской оккупации был арестован (1942) и заключен в Освенцим. После освобождения не смог вернуться к творч. деятельности из-за тяжелых физич. недугов. В пск-ве Я. сочетались трагедийное и комедийное начала, актер стремился раскрыть духовный мир "маленьких", обиженных жизнью людей (Франь-"Счастье Франя" Пежиньского, Якуб - "Глупый Якуб" Риттнера, Акакий Акакиевич- "Шинель" по Гоголю, в переделке Ю. Тувима, и др.). Образ Швейка в исполнении Я. олицетворял нар. мудрость; образ Шеля сочетал лукавство и грозное величие. Я. смело ломал традиционную трактовку мн. ролей. Так, исполняя роль Калибана ("Буря" Шекспира), актер превращал фантастич. персонаж в реального человека, сходного с забитым польским крестьянином; добродушный, хитрый Нотариус ("Месть" Фредро), к-рого традиционно трактовали в комедийном плане, в исполнении Я. становился коварным, жестоким. В своей игре Я. сочетал виртуозную технику речи и сценич. движения, 1 характерные для франц. т-ра, с непосредственностью, искренностью чувств, особой выразительностью мимики, жеста, слова. Лит.: "Teatr", Warsz., 1950, ј 8-.9-10 (пос-вящ. памяти Ярача); "Teatr", 1955, ј 15. s. 5-9; Wroczynski K., O St. Jaraczu. Wspomnienia, Warsz., 1950; Straus St., Stefan J-aracz, Warsz., 1956; Кобр и некий Л., Стефан Ярач, в кн.: Театральный альманах, кн. 6, M., 1947 с 311-20. p. B.