БИЗЕ
										БИЗЕ (Bizet), Жорж (25.X.1838, Париж,-  3.VI.  1875,  Буживаль,  близ Парижа) - французский композитор. Родился в семье  музыканта.  Благодаря исключит. муз. способностям в возрасте 9  лет  был  принят  в  Парижскую консерваторию, где его  учителями  были  А.  Мармонтель,  Ф,  Бенуа,  П. Циммерман, позднее - Ш. Гуно. С 1853 Б. занимался в классе композиции  у Ф. Галеви. В 1857 окончил консерваторию, получил Рим. пр.  Незадолго  до окончания (в том же году) вместе с Ш. Лекоком стал победителем  конкурса на  лучшую  оперетту,  написав  оперетту  "Доктор  Миракль"  (1857,  т-р "Буфф-Паризьен").  В  1858-60  Б.  совершенствовался  в  Риме,  затем возвратился в Париж, где протекала  вся  его  дальнейшая  композиторская деятельность. Произв. Б., ставившиеся  на  сценах  парижских  т-ров,  не имели успеха у широкой  публики.  В  своих  ранних  операх  -  "Искатели жемчуга"  и  "Пертская  красавица"  (1863,  1867,  "Т-р   лирик", Париж)-композитор следует романтич. традициям  франц.  комич.  оперы.  В этих произв.  уже  проявляются  лучшие  качества  музыки  Б.:  богатство мелодий, красочность оркестровки, простота изложения. В опере  "Джамиле" (1872,  т-р  "Опера  комик")  на  сюжет  поэмы  А.  Мюссе  "Намуна"  Б. использовал  муз.  фольклор  арабских  народов.  Широкую  известность завоевала музыка  Б.  к  драме  А.  Доде  "Арлезиан-ка",  способствующая наиболее полному раскрытию характеров действующих лиц. Высшее достижение Б.- опера Кармен" (3 марта 1875, т-р "Опера комик", Париж)  ,  к-рая  не имела успеха и была снята с репертуара. Однако в  последующие  годы  эта опера с триумфом обошла все крупнейшие оперные сцены мира (речитативы  в "Кармен", заменившие первоначальные диалоги, были дописаны после  смерти композитора  для  пост.  в  Вене  Э.  Гиро).  В  "Кармен"  Б.  выступил продолжателем лучших традиций франц. музыки. Опера отличается богатством мелодий, драматургич. выразительностью, демократич. характером. Сохраняя тр"" диц. оперные формы, Б. достигает большой д и намич.  заостренности, стремительности  действия.  Оркестровка  оперы  отличается  блеском  и своеобразием  колорита.  Образы  характеризуются  жизненной  силой, психологич. глубиной. Б. написал также  комич.  оперу  "Жилище  доктора" (раннее произв.), оперу-буфф "Дон Прокопио" (1906,  Монте-Карло),  оперы "Иван Грозный" (1946, Вюртемберг), "Кларисса Харлоу", "Гризелидис" (соч. 1870-71), "Дон Родриге" (неоконч.), оперетту "Мальбрук в поход собрался" (совм. с И. Легуи, Э. Жонасом, Л.Делибом, 1867), симф., ка-мерные и  др. соч. Лит.: Р i g о t С h., Georges Bizet et son oeuvre. P., 1925 P a r k e г D. С., Georges Bizet, his life and works, L., 1951 S t e  f  a  n  P., Georges Bizet, Freiburg, 1951;Malherbe H. Carmen,  P.,  1951;  Брук  М., Жорж Визе, М., 1938; Х о х л о в к и н а А., Жорж Визе, М., 1954. Л\ М.