О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (БДТ; Ленинградский государственный Большой драматический театр имени М. Горького) - один из первых т-ров, созданных после Октябрьской революции. Был организован в Петрограде при непосредственном участии А. М. Горького, А. А. Блока, М. Ф. Андреевой. Открылся 15 февр. 1919 в помещении Большого зала консерватории (с 1920 занимает здание б. т-ра Суворина на Фонтанке) спектаклем "Дон Карлос". По замыслу его инициаторов БДТ должен был стать цитаделью героич. репертуара, т-ром больших социальных страстей, взволнованной революц. патетики, т-ром "великих слез и великого смеха" (Б л о к). В БДТ были привлечены крупные актеры - Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев; режиссеры и художники - М. В. Добужинский, Н. В. Петров, В. М. Сушкевич, А. Н. Бенуа, В. А. Щуко. Спектакли т-ра в первые годы существования полностью соответствовали революц. программе его основателей. В то время, когда еще не сложилась совр. сов. драматургия, на сцене т-ра шли лучшие произв. мировой классики: пьесы Шекспира ("Макбет", 1919, "Отелло", 1920, "Король Лир", 1920, "Юлий Цезарь", 1922, "Много шуму из ничего", 1919, "Двенадцатая ночь", 1921), Шиллера ("Дон Карлос", 1919, "Разбойники", 1919), Гюго ("Рюи Блаз", 1921), Гольдони ("Слуга двух господ", 1921), Мольера ("Смехотворные прелестницы" и "Лекарь поневоле", 1921). С конца 1922 в деятельности т-ра проявились нек-рые противоречия - увлечение творчеством нем. экспрессионистов, различными формалистич. течениями. В этот период пост. ряд пьес, эстетизирующих трагич. облик и природу капиталистич. города, отразивших растерянность мелкобурж. интеллигенции перед лицом великих социальных потрясений ("Газ" Кайзера, 1922, "Девственный лес" Толлера, 1924, и др.). В 1925 т-р осуществил пост. пьесы-хроники А. Н. Толстого и Щего-лева "Заговор императрицы", в к-рой историко-революц. тема растворялась в серии сенсационно-разоблачительных и авантюрно-альковных анекдотов. Реалистич. традиции актерского коллектива и обращение к сов. пьесе помогли т-ру выйти из творч. тупика. Начиная с 1925, когда был поставлен гМятеж" Лавренева, БДТ стал активным пропагандистом молодой советской драматургии. Крупным творч. достижением т-ра явилась пост. пьесы Лавренева "Разлом" (1927, реж. Тверской; Годун - Монахов, капитан Берсенев - Лаврентьев, боцман Швач - Лариков, Ксения - Казико). В последующие сезоны на сцене БДТ были пост. "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем" Файко (1928), "Пурга" Щеглова (1927), "Инга" Глебова (1929), "Город ветров" Киршона (1929), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского, "Авангард" Катаева (1930), "Линия огня" Никитина (1931), "Джой Стрит" Зархи (1932). В работе над новым сов. репертуаром сформировалась яркая артистич. индивидуальность О. Г. Казико, А. И. Ларикова, В. Я. Софронова, В. П. По лицеймако. В то же время нек-рая часть режиссуры увлекалась в этот период задачей "индустриализации т-ра", пытаясь строить спектакли на "технических аттракционах". В ряде случаев т-р оказывался недостаточно требовательным и принципиальным в выборе репертуара: на его сцене ставились примитивные клубные "монтажи" ("10 октябрей", 1927), поверхностные, насыщенные дешевой экзотикой мелодрамы ("Джума Машид", 1928), пьесы-однодневки ("Утопия", 1930, "Пипы Суринамские", 1930). Большим событием в творч. жизни БДТ явились постановки на его сцене пьес Горького - "Егор Булычев и другие" и "Достигаев и другие" (1932, 1933, реж. Тверской и Люце; Егор Булычев и Бородатый солдат - Монахов, Василий Достигаев - Скоро-богатое, Павлин и Губин - Лариков, Рябиннн - Софронов, Шура - Казико, Варвара - Никритнна). В эти же годы БДТ с успехом ставит пьесы Погодина "Мой друг" (1932, реж. Тверской), "После бала" (1934, реж. Морщихин; Маша - Казико, Дед Лагута - Лариков), "Аристократы" (1935, реж. Люце; Костя-капитан - Полицеймако). В постановках пьес сов. драматургов выдвинулась большая группа артистич. молодежи. В 1939 в т-ре была пост. пьеса Горького "Дачники" (реж. Бабочкин}, получившая широкое признание как пример глубокого и смелого сценич. воплощения одного из самых сложных произв. великого писателя. Значит, спектаклями т-ра в этот период были также: "Человек с ружьем" (1938, реж. Бондаренко), "Царь Потап" Копкова (1940, реж. Бабочкин), "Вишневый сад" (1940, реж. Гайдебуров), "Король Лир" (1941, реж. Козинцев). Первые годы Великой Отечеств, войны БДТ находился в г.Кирове. В 1943 т-р вернулся в осажденный Ленинград и продолжал работу в условиях блокады. Одновременно коллектив т-ра обслуживал части Ленингр. фронта, госпитали. В послевоенные годы художеств. руководство т-ра возглавляли Л. С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К..П. Хохлов. Среди поставленных в этот период спектаклей: "Бесприданница" (1948, реж. Шлепя-нов), "Враги" (1948, реж. Рашевская), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" (1949, 1952, реж. Рашевская; Егор, Достигаев - Полицеймако). В 1950 в БДТ был заново пост. "Разлом" (реж. Соколов и Зонне; спектакль экранизирован), в 1951 осуществлена новая пост. пьесы "Любовь Яровая" (реж. Ефремов). В этот же период т-р ставит пьесы "Под каштанами Праги", "Русский вопрос", "Чужая тень" Симонова. В 1956 гл. режиссером т-ра стал Г. А. Товстоногов. Им поставлен ряд значит, спектаклей, в к-рых яркая театральность сочетается с глубоким проникновением в авторский замысел, лаконизм и точность выразит. средств с богатством и силой внутреннего действия: "Идиот" по Достоевскому (1957; Мышкин - Смоктуновский), "Варвары" (1959); "Иркутская история" Арбузова (1960), "Гибель эскадры" Корнейчука (1960), "Лиса и виноград" Фигейреду (1957, оформление Товстоногова), "Пять вечеров" Володина (1959), "Трасса" Дворецкого (1959), "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (1958). Среди других спектаклей, пост. в этот период,- "Обрыв" по Гончарову (1956, реж. Рашевская), "Метелица" Пановой (1957, реж. Сулимов), "В поисках радости" Розова (1957, реж. Владимиров), "Ученик дьявола" Шоу (реж. Сулимов, 1956), "Дали неоглядные" Вирты (1958, реж. Владимиров и Сирота). В труппе театра (1960): нар. арт. СССР В. П. Полицей-мако, нар. артистки РСФСР Е. М. Грановская,О. Г. Ка-зико, В. Т. Кибардина, засл. артисты РСФСР Л. А. Волынская, М. В. Иванов, И. М.'Кондратьева, Е. 3. Копе-лян, Н.П. Корн, Е.А. Лебедев, Л. И. Макарова, А. Б. Никритина, Н. А. Ольхина, М. А. Призван-Соколова Б.С. Рыжухин, В.И. Стржельчик, З.М. Шарко. Е. Ц\ РЕПЕРТУАР ТЕАТРА (в скобках указаны фамилии постановщиков) 1919. "Дон Карлос" (Лаврентьев), "Макбет" (Юрьев), "Много шуму из ничего" (Арбатов), "Разрушитель Иерусалима" Иернефельда (Лаврентьев), "Дантон" Левберга (Тверской), "Разбойники" (Сушкевич), "Рваный плащ" С. Бенелли (Болеславский). 1920. "Отелло" (Лаврентьев), "Царевич Алексей" Мережковского (А. Бенуа), "Король Лир" (Лаврентьев), "Венецианский купец" (А. Бенуа). 1921. "Синяя птица" Метерлинка (Петров), "Слуга двух господ" (Бенуа), "Двенадцатая ночь" (Петров), "Рюи Блаз" Гюго (Петров), "Смехотворные прелестницы" и "Лекарь поневоле" Мольера (Бенуа). 1922. "Земля" Брюсова (Петров), "Юлий Цезарь" (Хохлов), "Газ" Кайзера (Хохлов), "Мюзетта" по Мопассану (Со-фронов). 1923. "Грелка" Мельяка и Галеви (Хохлов), "Ужин шуток" С. Бенелли (Хохлов), "Близнецы" Плавта (Хохлов), "Северные богатыри" Ибсена (Лаврентьев), "Обращение капитана Брасбаунда" Шоу (Хохлов и Соловьев). 1924. "Корона и плащ" Никитина (Кроль и Вейсбрем), "Девственный лес" Толлера (Хохлов), "Бунт машин" А. Н.Толстого (Хохлов), "Анна Кристи" 0'Нила (Лаврентьев). 1925. "Учитель Бубус" Файко (Хохлов), "Заговор императрицы" А. Н. Толстого и П. Щеголева (Лаврентьев), "Мятеж" (Лаврентьев и Кроль), "Гибель пяти" Пиотровского (Вейсбрем), "Продавцы славы" Паньоля и Нивуа (Гейрот и Дмохов-ский). 1926. "Мировой фильм" Зака (Кроль), "Азеф" А. Н. Толстого и Щеголева (Лаврентьев), "Женитьба Фигаро" (Бенуа), "Настанет время" Роллана (Вейсбрем), "Блоха" по Лескову (Монахов). 1927. "Пурга" Щеглова (Дмоховский), "Сэр Джон Фальстаф" Шекспира (Вейсбрем и Кроль), "Любовь Яровая" (Дмо-ховский), "Разлом" (Тверской), "10 октябрей" Башинского (постановочный штаб). 1928. "Рост" Глебова (Тверской), "Джума Машид" Венецианова (Грипич), "Луна слева" Билль-Белоцерковского (Гри-пич), "Человек с портфелем" Файко (Тверской). 1929. "Жена" Тренева (Хохлов), "Ржавчина" (на сцене филиала) Киршона (Вейсбрем), "Враги" Лавренева (Лаврентьев и Акимов), "Город ветров" Киршона (Тверской), "Инга" Глебова (Дмоховский), "Клоп" (на сцене филиала) (Люце), "Заговор чувств" Олеши (Тверской). 1930. "Пипы Суринамские" Брейтигама, Кожевникова, Коноплева, Лебедева (Морщихин), "Баня" (на сцене филиала) (Вейсбрем), "Святой" Никитина (Вейсбрем), "Авангард" Катаева (Лаврентьев и Левин), "Три толстяка" Олеши (Тверской), "На западе без перемен" по Ремарку (Люце), "Утопия" Горева, Л. Тур, П. Тур, А. Штейна (Морщихин), "Хлеб" Киршона (Люпе). 1931. "Линия огня" Никитина (Тверской), "Дело чести" Микитенко (Морщихин), "Патетическая соната" Кулиша (Тверской). 1932. "Завтра" Равича (Люце), "Джой Стрит" Зархи (Морщихин), "Егор Булычев и другие" (Тверской и Люце), "Мой друг" Погодина (Тверской). 1933. "Доходное место" (Люце), "Укрощение мистера Робинзона" Каверина (Тверской и Морщихин), "Достигаев и другие" (Люце). 1934. "Интервенция" Славина (Люце), "После бала" Погодина (Морщихин), "Личная жизнь" Соловьева (Люце). 1935. "Жизнь и смерть короля Ричарда III" Шекспира (Тверской), "Аристократы" Погодина (Люце), "Не сдадимся" Семенова (Федоров), "Бесприданница" (Морщихин). 1936. "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина (Люце), "Слава" Гусева (Морщихин), "Матросы из Каттаро" Вольфа (Дикий). 1937. "Большой день" Киршона (Дикий), "Моцарт и Сальери", "Русалка", "Сцены из рыцарских времен" Пушкина (Дикий), "Мещане" (Дикий), "Дума о Британке" Яновского (Вильнер). 1938. "Кубанцы" Ротко (Бабочкин), "Дружба" Гусева (Люце), "Благочестивая Марта" Тирсо де Молина (Петров), "Честь" Мдивани (Ш. Аксабадзе), "Человек с ружьем" (Бон-даренко). 1939. "Дачники" Горького (Бабочкин), "Бикин впадает в Уссури" Чумандрина (Мелузов), "Волк" Леонова (Бабочкин), "Подарок Нептуна" Спешнева (Галафре). 1940. "Царь Потап" Копкова (Бабочкин), "Кремлевские куранты" (Альтус), "Стакан воды" Скриба (Арди), "Корнелиус" Пристли (Суслович), "Вишневый сад" (Гайдебуров), "Наши дни" Герасимова (Герасимов). 1941. "Волки и овцы" (Рудник), "Доктор Штокман" Ибсена (Альтус), "Король Лир" (Козинцев), "Парень из нашего города" (Рудник); в г. Кирове - "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (Вейсбрем), "Дворянское гнездо" по Тур геневу (Рудник), "Крылатое племя" Первенцева (Альтус), "Дон Карлос" (Мичурин), "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (Вейсбрем), "Расплата" Литовского (Вейсбрем). 1942. (г. Киров): "Хозяйка гостиницы" (Вейсбрем), "Свадьба Кречинского" (Мичурин), "Дом на холме" Каверина (Вейсбрем), "Дорога в Нью-Йорк" Малюгина (Рудник), "Русские люди" (Альтус), "Фронт" (Рудник). 1943. (г. Киров): "Давным-давно" Гладкова (Вейсбрем), "Кремлевские куранты" (Рудник), "Беспокойная старость" Рахманова (Жуков). 1944. "На дне" (Рудник), "Офицер флота" Крона (Рудник), "Пирог" (к юбилею И. А. Крылова) (Жуков). 1945. "Так и будет" Симонова (Зонне), "Жестокий романс" Гладкова (Рудник), "Сердце не камень" Островского (Рашев-ская), "Сотворение мира" Погодина (Зонне), "Любовь земная и небесная" Бела Балаж (Рудник и Лепковская). 1946. "Под каштанами Праги" Симонова (Рудник), "Много шуму из ничего" (Шлепянов), "Дорога победы" Соловьева (Рашевская). 1947. "Верность" Жежеленко, Троева (Альтус), "Русский вопрос" (Аграненко), "Закон зимовки" Горбатова (Кожич). "Мужество" Березко (Суслович), "У нас на земле" Бергольц и Макагоненко (Рашевская). 1948. "В одном городе" Софронова (Лепковская), "Бесприданница" (Шлепянов), "Джо Келлер и сыновья" Миллера (Рапопорт), "Свадьба Кречинского" (Бойцова), "Враги" (Рашевская), "Успех" Мина и А. Минчиковского (Королев). 1949. "Дачники" Горького (Бабочкин), "Тихий океан" Прута (Альтус), "Чужая тень" Симонова (Аграненко), "В окнах горит свет" Аграновича (Рашевская), "Снежок" Любимовой (Городецкий), "Девушка с кувшином" Лопе де Вега (Си-колов), "Егор Булычев и другие" (Рашевская). 1950. "Тайная война" Михайлова и Самойлова (Суслович), "Флаг адмирала" Штейна (Соколов), "Темной осенней ночью" Германа (Селектор), "Разлом" (Соколов и Зонне), "Сады" Лю-фанова (Соколов). 1951. "Снегурочка" (Ефремов), "Младший партнер" Первенцева (Казико), "Любовь Яровая" (Ефремов), "У нас уже утро" Чаковского и Рубинштейна (Ефремов). 1952. "Яблоневая ветка" Добровольского и Смоляка (Соколов, Копелян), "Под золотым орлом" Галана (Дмоховский), "Рюи Блаз" Гюго (Ефремов, Казико, Зонне), "Достигаев и другие" (Рашевская), "Пролог" Штейна (Соколов). 1953. "Кандидат партии" Крона (Кожич), "Строгая девушка" Алешина (Казико), "Когда ломаются копья" Погодина (Дмоховский), "Большие хлопоты" Ленча (Соколов, Копелян), "Слуга двух господ" (Соколов). 1954. "Вихри враждебные" Погодина (Соколов). "Половчан-ские сады" Леонова (Хохлов), "Домик на окраине" Арбузова (Горбачев и Бойцова). 1955. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (Никулин), "Перед заходом солнца" Гауптмана (Хохлов), "Сердце не прощает" Софронова (Казико), "Разоблаченный чудотворен" Филдинга (постановочная бригада), "Периваньес и командор Оканьи" Допе де Вега (Соколов). 1956. "Ученик дьявола" Шоу (Сулимов), "Преступление Энтони Грэхема" по роману Д. Гордона "Да сгинет день" (Никулин, худ. рук. постановки Товстоногов), "Обрыв" по Гончарову (Рашевская), "Шестой этаж" Жери (Товстоногов), "Безымянная звезда" Себастьяна (Товстоногов), "Когда цветет акация" Винникова (Товстоногов). 1957. "Лиса и виноград" Фигейреду (Товстоногов), "Метелица" Пановой (Сулимов), "Когда горит сердце" по В. Кину (Владимиров), "Кремлевские куранты" (Софронов, Владимиров), "В поисках радости" Розова (Владимиров), "Идиот" по Достоевскому (Товстоногов). 1958. "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (Товстоногов), "Такая любовь" Когоута (Агамирзян), "Дали неоглядные" Вирты (Владимиров и Сирота). 1959. "Трасса" Дворецкого (Товстоногов), "Пять вечеров" Володина (Товстоногов), "Варвары" (Товстоногов). "Машенька" Афиногенова (Владимиров). 1960. "Иркутская история" Арбузова (Товстоногов), "Гибель эскадры" Корнейчука (Товстоногов), "Неравный бой" Розова (Корогодский), "Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов). Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра [Сбор' ник статей], јј 1, 2, [Л.], 1919-26 (ј 2 посвящен 30-летию деятельности Н. Ф. Монахова); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им. Горького. XV Октябрь. Сборник материалов. Л., 1932; Большой Драматический театр. [Сборник статей], Л., 1935; Государственный Большой Драматический театр им. М. Горького. 1919-1939, Л., 1939 (сборник выпущен к двадцатилетию театра); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького, Л., 1949; Ленинградский Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького. 1919-1954, Л., [1954].